ADSR или амплитудная огибающая — это очень важная характеристика звука, позволяющая нам идентифицировать сам музыкальный инструмент, то есть отличить один звук от другого. Без этой функции невозможно представить современные синтезаторы и программы (плагины) по синтезу звука. Рассмотрим эту важнейшую функцию подробнее.
ADSR (амплитудная огибающая)
Подпишитесь на нашу
Основные параметры
В ADSR-огибающей выделяют четыре участка (фазы):
- Атака (Attack) — нарастание сигнала
- Спад (Decay) — небольшое ослабление, после атаки сигнала
- Поддержка (Sustain) — удержание постоянной силы сигнала
- Затухание (Release) — затухание сигнала
В итоге, сложив начальные буквы этих четырёх фаз и получилась аббревиатура ADSR.
В более продвинутых профессиональных синтезаторах формирование звука состоит не из четырех фаз, а из шести. Они могут несколько отличаться, но вот эти четыре — ADSR, есть обязательно. Приведём несколько примеров:
ADBSSR-огибающая
Атака (Attack) — A, Спад (Decay) — D, Точка перелома (BreakPoint) — B, Уклон (Slope) — S, Задержка (Sustain) — S, Затухание (Release) — R.
Объясним только добавленные параметры.
- Точка перелома (BreakPoint) — параметр отвечающий за переход между стадией Спада и стадией Уклона
- Уклон ( Slope) — время, за которое значение регулируемого параметра звука нарастает или продолжает уменьшаться (после стадии Спада) до некоторой величины. Или время, в течение которого значение регулируемого параметра остаётся в значении, установленном для Точки перелома. В последнем случае стадия Уклона может рассматриваться как дополнительная стадия Задержки.
DAHDSR-огибающая
AHDSDR-огибающая
Формирование звука
В формировании звука в современных синтезаторах, как аналоговых, так и виртуальных можно выделить два важнейших элемента — это частотный модулятор и генератор огибающей.
- Частотный модулятор отвечает за высоту тона звука.
- Генератор огибающей отвечает за изменение амплитуды колебаний звука, тем самым изменяя тембр звука.
В основном генератор огибающей применяется для изменения двух параметров: частоты среза фильтра (огибающая фильтра) и громкости (амплитудная огибающая).
Огибающая фильтра
Чтобы понимать какие существуют фильтры и что такое частота среза прочитайте вот эту (статью). Огибающая фильтра влияет на частоту среза фильтра (Freq или Cutoff)
Вот за что отвечает каждый из параметров:
- Атака (Attack) — время за которое фильтр будет открываться или закрываться (в зависимости от установленных значений)
- Спад (Decay) — максимальное значение открытия фильтра
- Поддержка (Sustain) — фаза удержания, при которой устанавливается частота среза, если клавиша остаётся нажатой
- Затухание (Release) — время, за которое фильтр перейдет в начальное состояние
Амплитудная огибающая
Если мы возьмём звучание акустического инструмента, от его громкость будет изменяться с течением времени. Причём у каждого свои параметры громкости, у гитары струна воспроизводиться громко потом плавно затухает, у органа постоянная громкость, у духовых громкость возрастает постепенно, не сразу. Зная эти особенности мы можем с помощью синтеза имитировать различные музыкальные инструменты или звуковые эффекты (например, выстрел, сирена или взрыв и т. п.).
Здесь основные параметры выполняют следующие функции:
- Атака (Attack) — скорость возрастания сигнала после нажатия на клавишу
- Спад (Decay) — время, за которое происходит переход звука от максимально громкого в фазу поддержки
- Поддержка (Sustain) — удержание клавиши, при которой уровень соответствует уровню Sustain
- Затухание (Release) — отпускание клавиши, скорость затухания звука от уровня Sustain до полной тишины.
Несколько простых примеров: если сделать быструю атаку и быстрое затухание, то можно получить различные (Pluck), а если сделать эти же настройки более длинные, то получаться (Pad) и т. п.
Понравился материал? Будем благодарны за репосты.
Всего доброго!
[DISPLAY_ULTIMATE_SOCIAL_ICONS]