Опубликовано: 15.06.2019  
   

Форматы сжатия звука. Часть 2.

Продолжим рассматривать различные форматы сжатия звука, их достоинства и недостатки.

Форматы сжатия звука

MPEGplus/Musepack (MP+/MPC/MPP)

Этот кодировщик схож с MPEG Layer II (MP2), имеется ввиду принцип действия. Целью создателей Musepack было не стремление получить максимальное качество на низких битрейтах, поэтому лучше он показывает себя на средних и высоких битрейтах (обычно в диапазоне 160-180Кб/с находится типичный битрейт файлов). Используя VBR кодирование создаётся великолепная психоакустическая модель с прекрасным качеством звучания. Этот кодек показывает более высокие результаты, чем его соперники на аналогичных битрейтах. Скорость кодировщика тоже позволяет его похвалить, так как на создание MPC файла тратится примерно в два раза меньше времени, чем на создание MP3 файла при помощи lame с аналогичными настройками. Особенно стоит выделить пресет normal. Этот режим дает результат, абсолютно неотличимый от оригинала на слух, причем разницу не ощущают даже люди, обладающие прекрасным слухом и качественным оборудованием.

Но есть, естественно, и недостатки. Создает он только формат файла: 44КГц, 16 бит, стерео, что делает его, к примеру, неприменимым для сжатия звуковых дорожек к фильмам (48 Гц).

В итоге если для вас важно качество итогового файла и не слишком напрягает проблемы с совместимостью с MP3, то выбор Musepack может оказаться идеальным решением. Это реальная альтернатива сжатия без потерь для кодирования музыки с компакт дисков тем, кто уже разочаровался в возможностях формата MP3.

 

AAC

Advanced Audio Coding (расширенное аудио кодирование), более известный как MPEG2 nbc (not backwards compatible, не обратно совместимый) является преемником формата MP3. Но он имеет более широкие возможности, чем MP3. Во-первых, он позволяет кодирование нескольких звуковых каналов с частотой дискретизации до 96Кгц. Во-вторых, у него более высокое, чем у MP3 соотношение качество/размер.

Поэтому этот формат весьма привлекательный как для создания музыкальной коллекции, так и для кодирования многоканальных звуковых дорожек.

Если вам необходимо получить файлы небольшого размера и с хорошим качеством, то непременно стоит обратить внимание на этот формат. Он подойдёт и для архивного хранения музыки (без заметной потери качества), и для создания небольшой высококачественной музыкальной коллекции.

Но, есть и свои трудности. Алгоритмы кодирования AAC, используемые в данном формате достаточно сложны, поэтому для создания этих файлов требуется значительное количество времени и системных ресурсов. Кроме этого существует несколько различных кодеков AAC, которые отличаются по качеству/скорости и не всегда совместимых друг с другом. Если вы хотите испробовать этот вид кодирования, то вот ссылка (открыть).

 

TwinVQ (VQF)

VQF (Vector Quantisation Format, формат с векторной квантизацией), является частью спецификации MPEG4. Ныне этот формат закрыт (сайт: VQF.com).  Но что же представляло собой данное детище Yamaha? VQF формат был изначально ориентированным на использование низких битрейтов. Разработчики говорили, что VQF файлы с битрейтом 80 Кб/с близко к 128Кб/с MP3, а битрейт 96Кб/с дает более высокие результаты. Психоакустическая модель VQF существенно отличалась от всех использовавшихся до этого, позволяя получать более высокое качество, чем прежде. Но на практике использование этого формата было затруднено и вот почему: воспроизведение VQF файлов требовало большей мощности процессора, чем MP3; поиск по файлу осуществлялся медленно, а кодирование одной композиции проходило достаточно долго. Разница в размере VQF файлов по сравнению с MP3 никак не компенсировала все недостатки формата, а отсутствие поддержки высоких битрейтов лишь усугубило положение.

В 2000 году разработчики планировали создать кодер способный создавать VQF файлы с вдвое большим битрейтом, естественно и с более высоким качеством, но пока что-то тихо???

Этот формат вы можете встретить в такой известной программе как Nero Burning ROM, которая позволяет создавать VQF файлы с битрейтом до 192Кб/с.

Если вы знаете ещё программы работающие с этим форматом, то пишете в комментариях?

 

Liquid Audio

Закрытый коммерческий формат. Используя высококачественные алгоритмы AAC и ATRAC, что позволяет получить результат по качеству звучания превосходящий аналогичный MP3 файл. Помимо этого внутри LQT файла может храниться информация об исполнителе и альбоме, тексты песен, графика и т.д. Также содержимое файла шифруется во избежание нелегального копирования.

Недостатком для домашнего использования может являться сложность декодирования файлов LQT в wave (для последующей записи на CD-R/RW) и отсутствие бесплатных кодировщиков. Поэтому для кодирования музыки дома лучше подойдет «обычный» AAC.

 

Wave файл с компрессией ADPCM

Кодек Microsoft ADPCM (Adaptive Differential Pulse Code Modulation, адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция), некогда популярный у пиратов, не желавших тратить время на кодирование музыки в MP3.

Для уменьшения объема файла приходилось создавать восьми или даже четырехбитные wave файлы с частотой дискретизации 22Кгц!!!.  И если MP3 файл с фиксированным битрейтом 128Кб/с звучит более-менее сносно (а для некоторых слушателей — идеально), то аналогичного размера wave файл, сжатый кодеком ADPCM звучит просто ужасно.

ADPCM использует очень простой алгоритм сжатия, который обеспечивает высокую скорость кодирования на слабых компьютерах, но абсолютно неприменим для хранения музыки. Крайне низкое качество звучания при приемлемой степени сжатия привели к тому, что в данный момент для сжатия музыки данный кодек почти не используется.

 

В заключении

Качество звучания очень субъективная вещь и у каждого оно своё. Что выбрать решать вам. Но этот список форматов, конечно, не полный, поэтому ниже будет ссылка на очень интересную книгу, в которой содержится подробная информация о хранении, обработке и компрессии звуковых файлов. Вы узнаете о декомпрессия данных в форматах MPEG, IMA ADPCM; чтение файлов WAVE, VOC, AIFF и AU; воспроизведение файлов MIDI и MOD. Также в ней затронуты такие темы, как синтез звучания музыкальных инструментов, восприятия звуков человеком, цифровой фильтрации и преобразований Фурье.

Ниже книги даны несколько полезных сайтов (ссылки и форумы) по данной тематике.

[Текст могут видеть только зарегистрированные пользователи]

Спасибо, что читаете New Style Sound (RSS-лента). Подписывайтесь и делитесь статьями с друзьями.

Похожие записи

Рассказать о New Style Sound друзьям:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.