Настройка высоты тона является важным параметром в синтезаторе. Рассмотрим какие названия можно встретить в данном устройстве (в том числе виртуальном синтезаторе), связанные с понятием настройка. И как и где использовать эту функцию.
Настройка высоты тона в синтезаторе
MIDI и настройка высоты
Если рассматривать MIDI, то в самой технологии отсутствует такое понятие, как высота тона; ноты представляют собой просто числа, которые синтезатор преобразует в музыкальный тон. Поэтому среди настроек, вы найдете комплексные настройки, задающие механизм преобразования MIDI-нот в ноты определенной высоты.
Простейшей из этих настроек, которую часто используют — является настройка transposition, позволяющая задать интервал переноса всех тонов вверх или вниз с шагом в полтона.
Синтезатор и настройка высоты тона
В синтезаторе встречаются несколько понятий, связанных с настройкой:
Transpose
Транспонирование — перенос мелодии в другую тональность, а если говорить о звуке, то на другую высоту. Чаще всего в синтезаторах используется звучание нот в соответствии с принятым для современных пианино строем, который называется двенадцатитоновым равномерно-темперированным. Но если вы знаток или необходимо создать необычный колорит в треке, то существуют и другие варианты строя, например исторические или зарубежные, ряд синтезаторов поддерживает использование настроечных таблиц (tuning table).
Транспонирование в аналоговых синтезаторах применяется с шагом в полтона, а в виртуальных для синтеза чаще употребляется с шагом на октаву (+8 или — 8).
Pitch, coarse
Выглядит часто в виде колеса и называется в руководстве Pitch/Bend
Этот параметр близок по смыслу транспонированию. В синтезаторах часто используется для небольшого понижения или повышения ноты (тон или полутон, хотя в настройках этот параметр можно и увеличить). Причём можно менять звучание сразу или постепенно, что создаёт интересных эффект.
Кстати, при работе с вокалом этот параметр в плагинах “pitch” и “coarse” можно сильно пригодиться, например, если певец простудился и не может вытянуть высокие ноты.
Tune (грубая настройка) и Fine (точная настройка)
Параметр TUNE служит для изменения звуковысотности с шагом в полутон. Обычно –24—0—+24.
Существует также параметр global tuning (глобальная настройка тональности) регулируется, как правило, либо по шкале +/— в центах, либо по шкале частоты в герцах. Иногда может быть задан даже случайный (random) сдвиг высоты тона, предназначенный для внесения флуктуаций в тональность. По замыслу он имитирует нестабильность частоты, присущую неточным и ненадежным старым аналоговым генераторам частоты. Получающийся в действительности звук совершенно не похож на то, каким он должен быть, но это можно использовать для спецэффектов.
Для тонкой настройки в тон с другим инструментом может быть предусмотрена настройка, обозначенная как “fine” (точная или эталонная настройка (master tuning). Эталонная настройка действует, как цифровой камертон, по которому настраивается тональность инструмента. (Эта настройка необходима не только профессионалам, потому что в разных странах для настройки используются разные эталонные тоны. В США, например, в оркестрах настройку инструментов в унисон выполняют по тону частотой 440 Гц (нота “ля”), а во Франции, например, ансамбли настраивают инструменты по той же ноте “ля”, но чуть более высокого тона (444 Гц).
Portamento (портаменто) или glide (скольжение)
Эти параметры также можно отнести к изменению высоты тона. При включенной опции portamento или glide синтезатор не перескакивает, как пианино, а плавно переходит с одного тона на другой (это похоже на звучание тромбона). Такой эффект скольжения высоты тона эквивалентен тому, что в музыкальной терминологии называется глиссандо. Популяризации эффекта скольжения синтезированного звука способствовал Рокер Кейт Эмерсон — особенно запомнилось его соло на синтезаторе Moog в песне “Lucky Man” Эмерсона (Emerson), Лэйка (Lake) и Палмера (Palmer).
Спасибо, что читаете New Style Sound (
[DISPLAY_ULTIMATE_SOCIAL_ICONS]