В отличие от акустических инструментов, звук, который создает синтезатор, может быть совершенно разным: это зависит от настроек — значений набора задаваемых параметров синтезатора. Добившись путем коррекции значений разнообразных параметров определенного характера звучания, эти настройки можно сохранить в виде сгруппированного набора настроек. Такой набор называется программой (program), установками (preset) или патчем (patch).
Пресеты (preset), патчи (patch) синтезатора
Термины “программа” (program), “установки” (preset) и “патч” (patch) в общем случае взаимозаменяемы. Под всеми этими терминами понимается запись определенного набора инструментальных настроек, которые обеспечивают определенный характер звучания мелодии, синтезируемой в процессе игры на MIDI-инструменте.
В программном синтезаторе эти настройки хранятся в виде файла на жестком диске вашего компьютера. Если патчи базируются на использовании аудиообразцов, то в них хранятся и аудиоданные или указатель на определенный аудиофайл, также хранящийся на жестком диске. В случае синтезатора, не использующего записанные аудиообразцы, патч представляет собой просто запись настроек, которые обеспечивают определенный характер звучания инструмента.
Стандартные “патчи” заданные по умолчанию называют часто (factory), патчи, инсталлируемые в составе программных синтезаторов (preset). А процесс создания авторских программ часто называют программированием синтезатора.
Основные функции с preset и patch
Во многих случаях проще создать патч “с нуля”, компонуя необходимое звучание из базовых элементов, чем корректировать стандартные установки, в которых собрана масса опций. В этом случае лучше полностью забыть о стандартных установках.
Независимо от того, какой вариант вы выберете, разработанные вами варианты звучания и соответствующие им настройки необходимо сохранить, чтобы иметь возможность использовать их в дальнейшем. Для этой цели в программных синтезаторах, как правило, предусмотрены, как минимум, некоторые из функций управления файлами патчей.
- Load (загрузить). При загрузке патча все аудиообразцы и настройки, ранее загруженные
в программу, заменяются новыми, хранящимися в загружаемом патче. - Save (сохранить). Все активные звуки и настройки данной партии сохраняются в загруженном патче (т.е. патч перезаписывается) или в новом патче.
- Create basic/empty patch (создать заготовку патча/чистый патч). Пустая заготовка патча со всеми обнуленными настройками.
- Duplicate (создать копию). Новая копия имеющегося патча, что дает возможность, редактируя патч, сохранить неизменным его оригинальный файл.
- Organize (упорядочить). Возможность каталогизации патчей по папкам или группам.
Многие из настроенных параметров, с помощью которых вы будете корректировать режим работы синтезатора, являются локальными патчами, предназначенными для реализации отдельной программы звука. В мультитембровых инструментах несколько отдельных программ звука объединяются в более крупную единицу, в так называемый мультипатч или комбинированный патч — патч, в котором хранятся, например, программы звука пианино и бас-гитары или полифония разных звуков. Редактирование комбинированного патча осуществляется, как правило, в отдельной зоне параметров, не затрагивая настройки индивидуальных программ звука. В большинстве синтезаторов имеются и так называемые глобальные настройки, распространяющиеся на все патчи, загружаемые в синтезатор.
Практически во всех синтезаторах предусмотрены, как минимум, функции загрузки и сохранения данных. Оптимальная стратегия экспериментирования с настройками синтезатора — как можно чаще запоминать варианты настроек звука, сохраняя их в отдельном каталоге, чтобы можно было в дальнейшем вернуться к ним и выбрать понравившиеся.
Почему патчи называют патчами
Первые аналоговые синтезаторы настраивались на заданный характер звучания путем межблочной коммутации множества функциональных модулей синтезатора с помощью межблочных кабелей — так называемых патч-кордов (patch cord). Поскольку в то время не было программных средств для хранения разных вариантов конфигурации, у музыкантов не было другого выхода, кроме как запоминать или записывать адресацию хитросплетения кабелей, которыми они соединяли блоки. Такая “ конструкция звука” была в буквальном смысле этого слова патчем — паутиной проводов, которая обеспечивала определенный характер звучания синтезатора.
© Питер Кирн
Спасибо, что читаете New Style Sound (
[DISPLAY_ULTIMATE_SOCIAL_ICONS]