Опубликовано: 25.02.2021  
subtraktivnyj-sintez-zvuka-subtractive

Субтрактивный синтез звука (Subtractive)

В этой и следующих статьях познакомимся с различными видами синтеза звука. Сегодня поговорим о таком виде, как субтрактивный синтез звука (Subtractive).

Субтрактивный синтез звука (Subtractive)

Для получения звука в синтезаторах, будь то аналоговых или виртуальных, используются технология синтеза. И состоит она в том, что звук звук генерируется несколькими генераторами простых волновых форм — синусоидальной, прямоугольной, треугольной, случайной (белый шум) и т. д. При этом синтез звука позволяет генерировать самые различные тембры звучания.

Методов синтеза звука существует несколько. И одним из них является субтрактивный синтез звука (Subtractive). Иногда применяют другие названия: “Analog” (аналоговый); “modular” (модульный).

 

Простым языком…

В основу субтрактивного синтез звука положена генерация звукового сигнала с богатым спектром (множеством частотных составляющих) с последующей фильтрацией (выделением одних составляющих и ослаблением других).

То есть берётся какой то вид генерируемого сигнала и из него вычитается фильтром различные частоты:  получаются различные тембры.

 

Немного истории

Первые синтезаторы назывались аналоговыми инструментами, потому что их генераторы создавали непрерывные периодические колебания, аналогичные колебаниям, создаваемым реальными источниками звука, такими как струны инструментов, а также колебаниями давления, посредством которых звук распространяется в воздухе.

Популярность таких устройств можно было объяснить прежде всего неповторимостью их звучания. Ведь акустические инструменты не могли создать ничего похожего (например, пилообразную волну).

Одними из первых инструментов, которые завоевал широкую популярность стали инструменты компании Moog за их характерное звучание. Здесь можно провести сравнение с музыкальным инструментом — саксофон, который также с своим непривычным звуком, стал постепенно очень популярным и стал использоваться в различных составах оркестров.

Moog-Modular

Эти первые аналоговые синтезаторы, разработанные Робертом Мугом (Robert Moog) на Восточном побережье Соединенных Штатов и Доном Бачлой (Don Buchla) на Западном побережье, получили название “модульные синтезаторы”, потому что по конструкции они представляли собой набор модулей, смонтированных в кассетном корпусе. Такая конструкция обеспечивала возможность изменения характера звучания инструмента путем настройки его конфигурации с помощью патч-кордов, соединявших модули между собой. Этот же принцип продолжает использоваться и сегодня в программных средствах цифровой музыки модульной архитектуры. Хотя сегодня  аналоговые инструменты в большинстве своем уже не являются по-настоящему модульными по конструкции, но, как и прежде, состоят из узлов разного функционального назначения — генераторов звукового сигнала, генераторов огибающих, фильтров, НЧ-генераторов (LFO) и тому подобных узлов, но при этом достаточно жестко связанных друг с другом.

Среди ещё ярких примеров можно выделить:

  • Moog Minimoog (в том числе современная модель Minimoog Voyager);
  • Buchla серии 100- и 200-;
  • Dave Smith Evolver

Как видите из рисунка выше, первые аналоговые инструменты были громоздкими, тяжелыми, изготавливались вручную на заказ и стоили столько же, сколько дом. Современные “аналоговые” инструменты — это, как правило, цифровые инструменты, реализующие технологии “конструирования” звука и тембровые качества, унаследованные от своих чисто аналоговых предшественников. Хотя они и не создают настоящих аналоговых сигналов, с формальной точки зрения они являются виртуальными аналоговыми синтезаторами, копирующими сигналы аналоговых синтезаторов с помощью цифровых методов.

 

Современные аналоговые синтезаторы

  • Эмуляция аналоговых синтезаторов (копии старых аналоговых синтезаторов).
  • Имитация аналогового метода синтеза. Поскольку субтрактивный метод синтеза столь популярен, многие синтезаторы воссоздают эту базовую технологию синтеза, не копируя внешний вид интерфейса старых инструментов.
  • Модульная конструкция. Даже те инструменты, которые ни в чем не подражают аналоговым синтезаторам, наследуют определенные элементы, характерные для первых синтезаторов модульной структуры. Практически в любом синтезаторе имеются такие функциональные “архаизмы”, как генераторы огибающей, фильтры, модуляторы и другие функциональные инструменты.

 

Плюсы и минусы субтрактивного синтеза звука

К плюсам можно отнести прежде всего простую реализацию и довольно широкий диапазон синтезируемых звуков. Вы получаете характерное “электронное” звучание, выразительность исполнения с широкими возможностями изменения тембра.

К недостаткам относится невозможность имитации звучания акустических инструментов (а нужно ли это?), для синтеза для синтеза звуков со сложным спектром требуется большое количество управляемых фильтров.

Спасибо, что читаете New Style Sound (RSS-лента). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS (читать). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.