Опубликовано: 17.04.2020  
Комнатные моды. Стоячие волны. Минимизация эффекта.

Комнатные моды (стоячие волны). Минимизация их эффекта при сведении.

В прошлых статьях (1 статья, 2 статья) мы уже касались темы стоячих волн (комнатные моды). Сегодня продолжим эту тему и поговорим о том, как минимизировать этот эффект при сведении проекта.

Комнатные  моды (стоячие волны). Минимизация их эффекта при сведении.

 

Комнатные моды и эквализация.

Размышляя о комнатных модах (стоячих волнах) и о том как от них избавиться, мы можем подумать: почему бы просто не подключить графический эквалайзер перед нашими мониторами для компенсации их эффекта? Например, если частота в 172 Гц ослаблена на 6 дБ, почему бы просто не повысить эту частоту на 6 дБ?

Когда речь идет об исправлении акустического отклика помещения, эквализация монитора считается бесполезной и в большинстве случаев приведет к большему ущербу, чем пользе. Для этого есть несколько причин:

  • во-первых, возникает тот простой факт, что любой процесс эквализации имеет свою собственную потерю качества, особенно когда он выполняется с использованием эквалайзеров менее высокого класса (высокоточный графический эквалайзер может легко превысить стоимость акустической обработки, которая даст лучшие результаты).
  • во-вторых, реакция комнаты варьируется в зависимости от разных позиций в этой комнате. Было бы целесообразно компенсировать слышимые проблемы в положении прослушивания, но такая обработка может вызвать большие проблемы в других местах в комнате, включая и те точки, где расположены мониторы.
  • в-третьих, есть разница между тем, как длинные звуки и переходные процессы возбуждают комнатные моды. По сравнению со звуком удара (kick), комнатные моды будут влиять на более устойчивую ноту бас-гитары. Эквализация мониторов для получения хорошего звучания басов может сделать звук kick гулким.

Стоит подумать, а что именно мы пытаемся исправить. Общий отклик в разных местах комнаты зависит как от прямого звука, так и от отраженного звука. Именно комнатные моды, вызванные отражениями, делают идеально сбалансированный микс несбалансированным. Но при попытке «выпрямления» комнатных мод эквалайзер монитора также влияет на прямой звук, который может представлять собой хорошо сбалансированный микс. Есть ситуации, когда эквализация мониторов уместна, но это происходит только тогда, когда прямой звук сам испытывает изменения частоты. Например, нам необходимо разместить студийные мониторы рядом со стеной, что естественно может влиять на изменения воспроизводимых частот динамика. Чтобы компенсировать или отрегулировать воспроизводимые низкие или высокие частоты, в большинстве современных активных студийных мониторов имеются переключатели (см. пример ниже) ⇓.

   Переключатели на студийных мониторах Переключатели на студийных мониторах

 

Но этот тип эквалайзера не предназначен для коррекции мод комнаты, это просто касается коррекции окраски прямого звука.

 

Комнатные моды: диффузия и поглощение.

Итак, теперь должно быть понятно, что для обработки комнатных мод нам нужно обработать отражения. А это достигается двумя акустическими концепциями: диффузия и поглощение.

Диффузоры (специальная конструкция, которая используется для улучшения акустики помещений) рассеивают звуковую энергию, в том числе низкочастотную энергию стоячих волн. Поглотители поглощают звуковую энергию. Диффузоры менее приветствуются в небольших помещениях, отчасти из-за того, что в непосредственной близости от места прослушивания они могут иногда ухудшать общий отклик, а не усиливать его. Поглотители, с другой стороны, являются очень практичным решением. Идея проста: если мы поглощаем звук при его падении на стену, мы демпфируем отраженную энергию и, следовательно, сводим к минимуму влияние стоячих волн.

В безэховых камерах нет отражений и, следовательно, нет стоячих волн, но неестественный отклик этих свободных от отражений пространств делает их крайне непригодными для сведения (некоторые люди даже находят их невыносимо мучительными).

 

Комнатные моды. Минимизация их эффекта.

Для большинства ситуаций микширования мы хотим, чтобы все отраженные частоты стали не слышны в течение приблизительно 500 мс. Нет смысла покрывать стены нашей комнаты слишком большим количеством абсорбирующего материала, поскольку поглотители наиболее эффективны на высоких частотах — они также легко поглощаются обычными материалами. И поэтому, чтобы минимизировать эффект комнатных мод (стоячих волн), в основном мы должны быть нацелены на низкие частоты. Как низкочастотные диффузоры, так и поглотители являются проблемой в небольших помещениях, поскольку для того, чтобы они были эффективными, они должны иметь значительную глубину.

Например, чтобы поглотить 85 Гц, поглотитель должен иметь глубину около 1 метра. Такие компании, как RPG, RealTraps, Auralex (ниже несколько фото их продукции) и многие другие, предлагают доступные относительно небольшие басовые ловушки, которые подойдут большинству проектных студий, но при этом обеспечивают хорошее демпфирование комнатных мод.

Auralex поглотители звука

Auralex поглотители звука

Следует отметить, что размещение басовых ловушек в комнате не приведет к нежелательному снижению уровня звучания низких частот. С одной стороны, за счет минимизации эффекта стоячих волн достигается более плавный частотный отклик по всей комнате, что, в свою очередь, означает, что в различных точках низкие частоты будут слышны лучше. Затем басовые ловушки помогают сократить время затухания отраженных низких частот (даже нерезонансных), которое в небольших домашних помещениях обычно дольше, чем необходимо.

Продолжение следует…

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.