Опубликовано: 17.04.2021  
kratkij-spravochnik-po-mikshernomu-pultu

Краткий справочник по микшерному пульту

В этой статье сжато собраны основные понятия и термины, касающиеся микшерного пульта. Поэтому именно так она и названа: «Краткий справочник по микшерному пульту».

Краткий справочник по микшерному пульту

Микшерный пульт – устройство для сбора электрических сигналов от звуковых источников и приёмников (микрофонов, муз. инструментов, аудиоустройств), их балансировки (динамической, частотной, панорамной), обработки встроенными или внешними эффектами,  смешивания их в общий выходной сигнал, предназначенный для оконечного усиления.

По принципу работы микшерные пульты делятся на аналоговые – сигналы обрабатываются аналоговыми устройствами (пассивными и активными) и цифровые (сигналы на входе преобразуются в цифровые и вся обработка ведется процессорами)

В зависимости от выполняемых функций делятся на:

  • универсальные – имеют минимальный набор функций для всех видов работы, панорама в среднем положении = -4,5 дБ
  • концертные – отличаются прочностью и наличием эквалайзеров во входных ячейках (иногда бывают пассивные и, наоборот, со встроенным усилителем мощности), панорама в среднем положении = -3 дБ
  • студийные – отличаются низким уровнем шумов и развитой коммутацией (64 и более ячеек), панорама в среднем положении = -6 дБ, могут быть In-Line пультами (см. ниже)
  • радиотелевизионные (эфирные) – отличаются наличием служебных каналов и специальными функциями компрессии на выходе
  • диджейские – имеют кроссфейдер и не более 4 ячеек
  • мониторные – ячейки обычно не содержат фейдеров и эквалайзеров, а представляют собой ряды вращающихся регуляторов, посылающих разные сигналы на выходные шины суммирования; могут иметь встроенные сплиттеры на входе ячеек

 

Микшерный пульт состоит из:

  • входных ячеек, усиливающих и регулирующих поступающие сигналы, количество которых определяет максимальное число источников сигнала.
  • подгрупп (не обязательно), в которых собирается сигнал из входных ячеек
  • встроенных обработок (не обязательно), в которые посылается сигнал через посылы Aux входных ячеек.
  • мастер-секции (выходных ячеек), которая суммирует сигналы ячеек.

 

Входная ячейка – включает в себя 3 блока:

  • входная секция:
    • с чувствительным микрофонным симметричным (балансным) разъемом XLR (на котором измеряется разность потенциалов), обладающим меньшей чувствительностью, линейным входом с разъемом TRS (джэк 6,3), который может иметь отдельный регулятор усиления gain и быть симметричным (+775мВ и –775мВ = 1.5В), в случае общего регулятора – предпочтительнее несимметричный вход (0.7В или 0.5В), так как симметричный, в этом случае, подключен через делитель напряжения к микрофонному разъему. Иногда встречается (не на всех ячейках) разъем RCA — он же «колокольчик» или «тюльпан» (-10дБ 200мВ) для подключения бытовой аппаратуры CD -проигрывателей, mp 3 – плееров. Встречается микрофонный и инструментальный TRS разъем.
    • переключатель входов (не обязательно)
    • кнопка pad (не обязательно) ослабления входного сигнала на 20 или 30 дБ
    • фазовращатель (не обязательно)
    • фильтры среза НЧ (low-cut) и ВЧ (hi-cut) с перестраиваемыми частотами среза; чаще всего – простейший «однокнопочный» фильтр, обрезающий частоты ниже 80 или 100 Гц.
  • блок обработки:
    • эквалайзер
  • блок распределения сигналов (маршрутиризации). Auxiliary Sends (Дополнительные посылы) (AUX’ы) обычно до эквалайзера, но в современных моделях могут быть после блока эквализации и иметь отдельные каналы и регуляторы Monitor. Сигналы, поступающие с ячеек на последующие цепи, снимаются до канального регулятора уровня (переключатель Pre-Fader), или после него (переключатель Post-Fader). Для распределения сигналов служат: панорамный регулятор Pan, кнопки подачи на главный выход (Mix), на подгруппы (Sub, или Group). Для отключения звука в ячейке – «Mute» (On), для отключения фейдера при настройке уровня – PFL и AFL (после). Cue или Solo для прослушивания одного сигнала.

AUXы предназначены для подключения дополнительной внешней и внутренней обработки.

 

In-Line

In-Line (дословно — в линию) пульты предназначены для звукозаписи, ячейка такой структуры состоит из двух обычных ячеек, включённых последовательно, друг за другом. Сигнал, пришедший на первую ячейку, обрабатывается в ней и поступает на вход одного из каналов записи, а сигнал, воспроизведённый, поступает на вторую, где он обрабатывается в процессе сведения для получения финального микса. Ничего не надо переключать – процесс работы значительно ускоряется и облегчается. Суммирующих стереошин тоже две: A и B на ячейках, а в мастер-секции можно выбрать, из каких именно сигналов будет состоять главный микс — A, B или из обоих.

 

Insert

Между блоками устанавливаются разрывы insert на TRS (стерео-джэках), или отдельно Send (посыл, выход) – для подачи сигнала на внешнее устройство, и Return (возврат, вход) – для возврата обработанного сигнала в ячейку.  Компрессор целесообразнее подключать до эквалайзера, а флэнжер (и другие устройства с ограниченным динамическим диапазоном) после. Часто есть только один разрыв.

 

Подгруппы

Подгруппы – ячейки аналогичные (часто упрощенные) входным, сигнал на которые поступает с входных ячеек через переключатели подгрупп (около фейдера).

 

Мастер-секция

Мастер-секция, которая суммирует сигналы ячеек. Выход пульта (out) — разъёмы, с которых снимается выходной, смикшированный сигнал, обозначаются обычно main out (основной выход). Уровень громкости выходного сигнала регулируется ручками master (main master). В профессиональных пультах выходные разъёмы балансные (симметричными) с разъёмом XLR. В бюджетных сериях часто TRS «Джек 6.3», который может быть как балансный, так и не балансный. С выходных разъёмов звуковых пультов сигнал попадает либо в записывающее устройство (в студиях, при сведении), либо в усилители мощности портальных систем (концертные пульты), либо в преусилители передатчиков (эфирные пульты). Во многих звуковых пультах, для удобства, выходной сигнал дублируется на несколько разъёмов, например на разъёмы RCA , которые подписываются to tape (на плёнку, на магнитофон) — так сложилось исторически.

 

Talkback

Переговорное устройство Talkback для подключения микрофона с возможность выбора «точки назначения»: главный выход, мониторные линии и т.д.

Спасибо, что читаете New Style Sound (RSS-лента). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS (читать). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.

RSS подписка
Подписаться на канал
Подписаться на канал

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.