Краткий справочник по микшерному пульту

kratkij-spravochnik-po-mikshernomu-pultu Микшерный пульт (mixing console)

В этой статье сжато собраны основные понятия и термины, касающиеся микшерного пульта. Поэтому именно так она и названа: «Краткий справочник по микшерному пульту».

Краткий справочник по микшерному пульту

Микшерный пульт – устройство для сбора электрических сигналов от звуковых источников и приёмников (микрофонов, муз. инструментов, аудиоустройств), их балансировки (динамической, частотной, панорамной), обработки встроенными или внешними эффектами,  смешивания их в общий выходной сигнал, предназначенный для оконечного усиления.

По принципу работы микшерные пульты делятся на аналоговые – сигналы обрабатываются аналоговыми устройствами (пассивными и активными) и цифровые (сигналы на входе преобразуются в цифровые и вся обработка ведется процессорами)

В зависимости от выполняемых функций делятся на:

  • универсальные – имеют минимальный набор функций для всех видов работы, панорама в среднем положении = -4,5 дБ
  • концертные – отличаются прочностью и наличием эквалайзеров во входных ячейках (иногда бывают пассивные и, наоборот, со встроенным усилителем мощности), панорама в среднем положении = -3 дБ
  • студийные – отличаются низким уровнем шумов и развитой коммутацией (64 и более ячеек), панорама в среднем положении = -6 дБ, могут быть In-Line пультами (см. ниже)
  • радиотелевизионные (эфирные) – отличаются наличием служебных каналов и специальными функциями компрессии на выходе
  • диджейские – имеют кроссфейдер и не более 4 ячеек
  • мониторные – ячейки обычно не содержат фейдеров и эквалайзеров, а представляют собой ряды вращающихся регуляторов, посылающих разные сигналы на выходные шины суммирования; могут иметь встроенные сплиттеры на входе ячеек

 

Микшерный пульт состоит из:

  • входных ячеек, усиливающих и регулирующих поступающие сигналы, количество которых определяет максимальное число источников сигнала.
  • подгрупп (не обязательно), в которых собирается сигнал из входных ячеек
  • встроенных обработок (не обязательно), в которые посылается сигнал через посылы Aux входных ячеек.
  • мастер-секции (выходных ячеек), которая суммирует сигналы ячеек.
Рекомендуем:  Цифровые микшеры. Часть 2. (Секция Track)

 

Входная ячейка – включает в себя 3 блока:

  • входная секция:
    • с чувствительным микрофонным симметричным (балансным) разъемом XLR (на котором измеряется разность потенциалов), обладающим меньшей чувствительностью, линейным входом с разъемом TRS (джэк 6,3), который может иметь отдельный регулятор усиления gain и быть симметричным (+775мВ и –775мВ = 1.5В), в случае общего регулятора – предпочтительнее несимметричный вход (0.7В или 0.5В), так как симметричный, в этом случае, подключен через делитель напряжения к микрофонному разъему. Иногда встречается (не на всех ячейках) разъем RCA — он же «колокольчик» или «тюльпан» (-10дБ 200мВ) для подключения бытовой аппаратуры CD -проигрывателей, mp 3 – плееров. Встречается микрофонный и инструментальный TRS разъем.
    • переключатель входов (не обязательно)
    • кнопка pad (не обязательно) ослабления входного сигнала на 20 или 30 дБ
    • фазовращатель (не обязательно)
    • фильтры среза НЧ (low-cut) и ВЧ (hi-cut) с перестраиваемыми частотами среза; чаще всего – простейший «однокнопочный» фильтр, обрезающий частоты ниже 80 или 100 Гц.
  • блок обработки:
    • эквалайзер
  • блок распределения сигналов (маршрутиризации). Auxiliary Sends (Дополнительные посылы) (AUX’ы) обычно до эквалайзера, но в современных моделях могут быть после блока эквализации и иметь отдельные каналы и регуляторы Monitor. Сигналы, поступающие с ячеек на последующие цепи, снимаются до канального регулятора уровня (переключатель Pre-Fader), или после него (переключатель Post-Fader). Для распределения сигналов служат: панорамный регулятор Pan, кнопки подачи на главный выход (Mix), на подгруппы (Sub, или Group). Для отключения звука в ячейке – «Mute» (On), для отключения фейдера при настройке уровня – PFL и AFL (после). Cue или Solo для прослушивания одного сигнала.

AUXы предназначены для подключения дополнительной внешней и внутренней обработки.

 

In-Line

In-Line (дословно — в линию) пульты предназначены для звукозаписи, ячейка такой структуры состоит из двух обычных ячеек, включённых последовательно, друг за другом. Сигнал, пришедший на первую ячейку, обрабатывается в ней и поступает на вход одного из каналов записи, а сигнал, воспроизведённый, поступает на вторую, где он обрабатывается в процессе сведения для получения финального микса. Ничего не надо переключать – процесс работы значительно ускоряется и облегчается. Суммирующих стереошин тоже две: A и B на ячейках, а в мастер-секции можно выбрать, из каких именно сигналов будет состоять главный микс — A, B или из обоих.

Рекомендуем:  Топ 8 основных микрофонов для студии и сцены

 

Insert

Между блоками устанавливаются разрывы insert на TRS (стерео-джэках), или отдельно Send (посыл, выход) – для подачи сигнала на внешнее устройство, и Return (возврат, вход) – для возврата обработанного сигнала в ячейку.  Компрессор целесообразнее подключать до эквалайзера, а флэнжер (и другие устройства с ограниченным динамическим диапазоном) после. Часто есть только один разрыв.

 

Подгруппы

Подгруппы – ячейки аналогичные (часто упрощенные) входным, сигнал на которые поступает с входных ячеек через переключатели подгрупп (около фейдера).

 

Мастер-секция

Мастер-секция, которая суммирует сигналы ячеек. Выход пульта (out) — разъёмы, с которых снимается выходной, смикшированный сигнал, обозначаются обычно main out (основной выход). Уровень громкости выходного сигнала регулируется ручками master (main master). В профессиональных пультах выходные разъёмы балансные (симметричными) с разъёмом XLR. В бюджетных сериях часто TRS «Джек 6.3», который может быть как балансный, так и не балансный. С выходных разъёмов звуковых пультов сигнал попадает либо в записывающее устройство (в студиях, при сведении), либо в усилители мощности портальных систем (концертные пульты), либо в преусилители передатчиков (эфирные пульты). Во многих звуковых пультах, для удобства, выходной сигнал дублируется на несколько разъёмов, например на разъёмы RCA , которые подписываются to tape (на плёнку, на магнитофон) — так сложилось исторически.

 

Talkback

Переговорное устройство Talkback для подключения микрофона с возможность выбора «точки назначения»: главный выход, мониторные линии и т.д.

Спасибо, что читаете New Style Sound (RSS-лента). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS (читать). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.

[DISPLAY_ULTIMATE_SOCIAL_ICONS]

New Style Sound