Опубликовано: 27.01.2020  
Ауратоны (Auratone),  Yamaha NS10s.  О мониторах ближнего и дальнего поля.

Ауратоны (Auratone), Yamaha NS10s. О мониторах ближнего и дальнего поля.

В этой статье поговорим о двух «легендарных» мониторах, которые часто можно увидеть в коммерческих студиях звукозаписи — Ауратоны (Auratone) и Yamaha NS10s. А также поговорим в целом о мониторах ближнего и дальнего поля.

Ауратоны (Auratone)

С первых дней сведения проектов считалось, что инженерам нужна самая лучшая из имеющихся систем мониторинга. Но основные мониторы, на которых производилось сведение в коммерческих студиях, превосходили те, что были в домашних системах. И многие миксы плохо переводились на эти дешевые массовые системы.

Инженеры по сведению вскоре поняли, что им нужны динамики, имитирующие звук реальных бытовых громкоговорителей. И Auratones 5C, также известные как «кубики», как раз помогли в решение этой проблемы (рисунок ниже) ⇓.

Auratones

На фото Auratone 5C — это мини-динамики, установленные на метровом мостике. За ними находятся мониторы ближнего поля Genelec 1031s (Институт SAE, Лондон).

Эти маленькие кубические динамики с одним драйвером имели определенный средний диапазон. И получили прозвище ‘horror-tones’ (ужасные тона) за свой непривлекательный звук. Тем не менее, инженеры вскоре поняли, что эти небольшие динамики можно использовать не только для имитации звука дешевых систем.

Будучи найденными во многих студиях даже сегодня, Ауратоны очень часто используются для настройки критического уровня (особенно вокала), а также для оценки четкости, читаемости инструментов.  Например, мы можем сказать, что есть проблемы, если kick и бас теряются при воспроизведении на этих мониторах.

Имея ярко выраженные средние частоты, они также помогают нам привести в порядок и выровнять эту область микса, где у большинства инструментов есть свои основы (тело) и более низкие гармоники.

О мониторах ближнего поля

На рисунке, кроме Auratone, вы также можете видеть мониторы ближнего поля Genelec 1031s.  Их очень часто размещаются в студии на верхней части измерительной консоли или на подставках прямо за ней.

Подавляющее большинство смесей делается с использованием мониторов ближнего поля. Даже в профессиональных студиях, где есть выбор, инженеры по сведению часто используют громкоговорители ближнего поля для большинства процессов сведения и лишь иногда обращаются к другому набору мониторов.

Наиболее распространенным типом ближнего поля в настоящее время являются активные, 8-дюймовые, 2х-полосные мониторы. Хотя бюджетные домашние студии (ограниченные финансовыми возможностями) иногда идут на компромисс и с меньшим размером:  например, 6-дюймовой версией.

Yamaha NS10s

Невозможно обойти такие известные среди студийных звукоинженеров мониторы как Yamaha NS10s.

В 1978 году Yamaha выпустила книжный полочный громкоговоритель, предназначенный для домашнего использования, модель NS10. То есть, первоначально он был задуман как домашний Hi-Fi громкоговоритель, но это был коммерческий провал. Тем не менее, он нашел быстрое международное признание в качестве нового монитора ближнего поля. И прошло всего несколько лет и большинство музыкальных студий установили эту пару.

Высокая частота отказов драйверов оригинальных NS10 привела к тому, что Yamaha создала «NS10M Studio», специально разработанную для студийного использования с большей мощностью и подобной чувствительностью. Хотя были некоторые ранние жалобы на то, что они звучат не совсем так, как оригинал, к которому привыкло так много людей, тем не менее, студийная версия вскоре стала «эталоном» на ближайшие 15 лет и более.

Многие люди пытались объяснить огромную популярность Yamaha NS10s. Некоторые говорят, что они были родными преемниками Auratone, обеспечивая компактный динамик, лучший звук, но не слишком привлекательный. Многие инженеры засвидетельствовали, что среднечастотное определение этих динамиков и их плотный низкий уровень были очень полезны для рок- и поп-миксов. Многие также говорили, что если что-то звучит правильно на Yamaha NS10s, это будет хорошо звучать на большинстве потребительских систем.

В своей книге «Recording Studio Design» Филип Ньюэлл посвятил Yamaha NS10s несколько страниц и представил детальное исследование, направленное на разгадку тайны. Но по сути, нет полноценных аргументов в пользу того, что эти мониторы стали стандартом в области аудиотехники, особенно в области микширования.

Популярность этой модели застала компанию Yamaha в некотором смысле врасплох. Ведь они никогда не разрабатывали эти динамики для профессионального использования. И вскоре стало очевидно, что классическая версия (Yamaha NS10M) имела некоторые проблемы в студийных средах.

Во-первых, их вертикальная установка означала, что они скрывают главные мониторы. Во-вторых, они не выносили «жесткого» студийного характера работы, а твитеры часто дули. Наконец, и это самое известное, у них были резкие и подчеркнутые максимумы, которые заставляли многих людей покрывать твитеры туалетной бумагой! Дошло до того, что, например, Боб Ходас — один из тех, кто даже исследовал, какой марки бумагу использовать, сколько слоев и как далеко от твитеров!

Сами Yamaha использовали также бумагу в рамках своих исследований при разработке новой модели, и в 1987 году обновлённая Yamaha NS10M была отправлена на рынок, которая решила проблемы классической версии.

Распознать эти мониторы Yamaha как классические, так и студийные очень легко по их белому конусному НЧ-динамику. Поскольку материал, используемый для производства этих белых конусов, стал недоступен, Yamaha решила прекратить производство NS10s в 2001 году. Как и Auratones, Yamaha NS10s до сих пор встречаются во многих студиях сегодня, и на них все еще существует спрос как «на рынке подержанных автомобилей».

Мониторы дальнего поля

Хотя ограниченный контроль низких частот в мониторах ближнего поля не станет проблемой для некоторых миксов. Тем не менее крайне важно иметь расширенную низкочастотную реакцию в таких жанрах, как хип-хоп, регги, dance и другие.

Полнодиапазонные мониторы называются так, потому что они могут воспроизводить полный звуковой диапазон от 20 Гц до 20 кГц. Обычно это большие высокоточные мониторы, которые обеспечивают более высокое разрешение по сравнению с мониторами ближнего поля.

Во многих студиях эти мониторы установлены вплотную к стенам, что усиливает их акустическое взаимодействие с помещением. Там, где они существуют, мы обращаемся к ним, чтобы проверить и стабилизировать низы в конечном варианте микса.

При переключении на полнодиапазонные мониторы мы стремимся получить расширенные низкие частоты без потери баланса уровней. Они также полезны при создании разделения между басом и kick. И из-за их высокого разрешения мы также обращаемся к ним для уточнения, например, деликатного вокального выравнивания.

Высокое качество больших полноразмерных мониторов делает их любимым выбором для мастеринга, производства классической музыки и многих ситуаций записи. Но их качество настолько лучше, чем у большинства слушателей, что инженеры-микшеры обычно предпочитают небольшие, менее впечатляющие, но точные мониторы ближнего поля.

 

Сабвуфер

Пространство и бюджетные ограничения делают полноразмерные мониторы редкой породой в домашних студиях. Хорошей альтернативой таким монитором будет выделенный сабвуфер.

Многие профессиональные производители мониторов предлагают соответствующий сабвуфер для своего диапазона к мониторам ближнего поля, который обычно охватывает диапазон 20-150 Гц. Оптимальная конфигурация для такой установки часто включает в себя подачу стереомикса в сабвуфер в первую очередь.

Несколько примеров студийных сабвуферов (на ссылку можно нажать и почитать подробности о каждой модели и цене на сайте музыкального магазина):

Yamaha HS8S

yamaha-hs8s1-min

Behringer K10S

behringer_k10s1-min

KRK 12S2

krk_12s2-1-min

Genelec 7360APM Black

genelec_7360a1-min

Neumann KH 870 G

neumann_kh_870_g1-min

 

Большинство сабвуферов имеют встроенный кроссовер, который разбивает частотный спектр на две полосы.  Очень низкие частоты суммируются в моно и передаются в драйвер сабвуфера, все остальные частоты передаются в мониторы ближнего поля через специальный стереовыход в задней части сабвуфера.

studiya-Neve-VR

 

На фото студия Neve VR в институте SAE, Лондон. Здесь можно увидеть три набора мониторов: дальние — Genelec 1037Bs, ближние — NS10s, а мини-динамики — AKG LSM50s.

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.


Продолжение: Выбор студийных мониторов. Активные и пассивные студийные мониторы.

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.