Сегодня коснёмся следующего вопроса: расстановка студийных мониторов. Поговорим о правиле равностороннего треугольника, как далеко ставить от себя мониторы, а также как лучше: горизонтально или вертикально?
Расстановка студийных мониторов.
Правило равностороннего треугольника.
Наиболее распространенная расстановка студийных мониторов осуществляется по правилу равностороннего треугольника. Мониторы расположены на двух вершинах, обращенных к слушателю лучами, встречающимися в фокусе прямо за головой слушателя (рисунок ⇓).
Настройка равностороннего треугольника. Углы между динамиками и фокусом позади головы слушателя равны 60 °. Это создает схему, в которой расстояние между двумя динамиками равно расстоянию между каждым динамиком и фокусной точкой.
Многие позиционируют мониторы таким образом: используют, например, рулетку для измерения равного расстояния между всеми вершинами (два динамика и фокус). Крайне важно, чтобы динамики были направлены к слушателю — параллельные динамики создают чрезвычайно размытое стереоизображение с неопределенным центром. Хотя равносторонний треугольник является рекомендуемым стандартом, стоит поэкспериментировать с вариациями, затрагивающими более широкий угол в фокусе. Равнобедренный с углом 90 ° приведет к более широкому стереоизображению, но иногда ценой несфокусированного центра.
После первоначального расположения колонок стоит послушать знакомый микс и перемещать голову назад и вперед, чтобы найти наилучшее положение для прослушивания. Перемещение головы назад сузит стереоизображение, в то время как перемещение его вперед приведет к искажению стерео и размытому центру. Обычно есть только одна точка, где стереоизображение кажется оптимальным. Называют «сладкое место».
Как далеко ставить от себя мониторы?
Как только оптимальный угол фокусировки определен, мы можем отодвинуть динамики ближе или дальше от слушателя, сдвинув их по воображаемым равнобедренным сторонам. В то время как ухо всегда должно быть последним судьей. Здесь стоит учитывать несколько моментов:
- Волнам разных драйверов требуется время, чтобы объединиться в единый звук. Если динамики находятся слишком близко к нашим ушам, мы можем слышать звук, как будто он исходит индивидуально от каждого драйвера (например, высокие частоты от высокочастотного динамика, низкие частоты от низкочастотного динамика). В таких случаях небольшие движения головы могут привести к значительным изменениям воспринимаемого звука, что может сделать микширование нецелесообразным.
- Чем ближе динамики, тем больше разность фаз между левым и правым ушами, что приводит к менее четкому стереоизображению.
- Чем дальше находятся динамики, тем шире становится стереоизображение, что облегчает принятие решений о панорамировании и несколько более четкой реверберации.
- Чем дальше находятся динамики, тем меньше соотношение прямого звука по сравнению с реверберирующим звуком помещения. В маленькой комнате с глубокими резонансными комнатными модами это нежелательно.
- Учитывая стену позади колонок, чем дальше колонки от слушателя (следовательно, ближе к стене), тем громче будут низкие частоты. Это вызвано низкими частотами, отражающимися от задней стенки и возвращающимися для наложения прямого звука. Как уже упоминалось в предыдущих статьях, многие активные конструкции имеют переключатели низких частот для компенсации этого явления.
- Кроме того, чем дальше от слушателя, тем ближе колонки могут быть к задней и боковым стенкам, что может привести к увеличению гребенчатой фильтрации.
Горизонтально или вертикально?
Эксперты настоятельно рекомендуют устанавливать мониторы вертикально. Если мониторы установлены горизонтально, боковые движения головы приводят к индивидуальным изменениям расстояния от каждого из драйверов и, таким образом, к нежелательной окраске частотной характеристики. Если по какой-либо причине мониторы устанавливаются в горизонтальном положении, общая рекомендация состоит в том, чтобы твитеры находились снаружи. Это обеспечивает более широкое стереоизображение. Очень высокие частоты являются чрезвычайно направленными, легко можно продемонстрировать, как частота 18 кГц, исходящая из одного динамика, может быть услышана только в том случае, если ухо расположено в очень определенной точке пространства. Поэтому твитеры следует размещать на уровне ушей, или, если монитор наклонен, твитер должен быть направлена к уху.
Спасибо, что читаете New Style Sound (
Музыка музыкой, а знать что происходит в мире полезно и необходимо. Постоянные колебания курсов доллара и евро, оказывают влияние на все аспекты нашей экономической жизни. Кроме этого российским компаниям и населению придется трепетно отслеживать и курс юаня, регулируемый в директивном порядке Народным банком Китая под влиянием партийных указаний. Интересная статья
[DISPLAY_ULTIMATE_SOCIAL_ICONS]