Опубликовано: 25.05.2020  
коррелометр

Correlationmeter — коррелометр

Коррелометр необходим для проверки моносовместимости звукового материала.

Correlationmeter — коррелометр

В одной из статей мы уже касались этого вопроса, а именно: что такое моносовместимый микс и где музыка до сих пор играет в моно (статья). Эту статью будет полезно почитать, чтобы лучше понимать важность измерительного прибора коррелометр.

 

Зачем нужно проверять моносовместимость?

Итак, рассмотрим пример. Вы отдаёте трек на радио, которое осуществляет стереофоническое вещание. Но дело в том, что определенная часть аудитории любой радиостанции принимает её программы с помощью монофонических приёмников. Разработчики существующих стандартов формирования стереосигналов понимали необходимость выполнения требования совместимости стереофонической передачи с монофоническим оборудованием. Неслучайно в эфир передаются не сигналы левого и правого каналов (L и R), а их сумма (L + R) и разность (L – R).

То есть в низкочастотный тракт монофонического приемника попадает лишь суммарный сигнал. И даже в монофоническом формате можно без каких-либо других потерь слышать все звучащие инструменты и голоса, в какой бы точке исходной стереопанорамы они ни находились.

В декодер стереофонического радиоприемника попадают и суммарный, и разностный сигналы. Далее они разводятся по двум каналам обработки. В одном канале сигналы, поступившие из эфира, складываются, а в другом — вычитаются.

Получатся вот такая математика:

(L + R) + (L – R) = 2L — выделен и усилен в 2 раза сигнал левого канала (L);

(L + R) – (L – R) = 2R — выделен и усилен в 2 раза сигнал правого канала (R).

Если ваша музыкальная композиция несовместима с монофоническим оборудованием, то компоненты звукового сигнала левого и правого каналов оказываются в противофазе. А как мы ранее говорили, при преобразовании из стерео в моно сигналы левого и правого каналов суммируются. И получается, что те звуковые компоненты, находящиеся в противофазе, «гасят» друг друга, в результате чего возникают неприятные на слух искажения. Партии некоторых инструментов могут вообще исчезнуть из композиции (в первую очередь это партии, панорамированные в центр).

Такая же история может произойти уже и в самом проекте на компьютере, но она в основном является следствием применения специальных эффектов, которые изменяют фазу звукового сигнала.

 

Как определить моносовместимость фонограммы?

Определить на моносовместимость фонограмму способен далеко не каждый звукорежиссер. Поэтому и придуман прибор — коррелометр. Он вычисляет нормированный коэффициент взаимной корреляции сигналов левого и правого каналов. Говоря проще, прибор анализирует сходства двух сигналов. Если эти сигналы максимально похожи друг на друга (тождественно равны), то коэффициент взаимной корреляции равен 1, если сигналы противоположны друг другу (одинаковы во всем, кроме знака), то –1, а если сигналы совершенно не похожи друг на друга, то 0.

 

Как пользоваться прибором коррелометр?

Вот пример коррелометра из секвенсора Samplitude:

Коррелометр Samplitude

Середина шкалы соответствует 0, правая граница — 1, а левая — –1. После включения трека понаблюдайте за поведением цветного индикатора в поле коррелометра. Если он находится преимущественно в середине шкалы или в её правой половине, то с моносовместимостью все в порядке. Можно не беспокоиться даже  если ненадолго индикатор занесет в левую половину. Но если индикатор постоянно находится в левой половине — ищите ошибку. Фонограмма несовместима с монофонической аппаратурой.

 

Какие могут быть ошибки, которые приводят к нарушениям моносовместимости фонограммы

  • некорректное преобразование (чаще всего после фильтрации или обработки эффектами, основанными на задержке сигнала) возникает заметный фазовый сдвиг (рассогласование во времени) между сигналами левого и правого каналов. При таких нарушениях значение коэффициента взаимной корреляции будут близки к 0.
  • при грубейшей ошибке канальные сигналы находятся в противофазе (инвертированы друг по отношению к другу) и коэффициент будет отрицательным и близким к –1.
  • слишком широкое стереополе у отдельных треков или групп (стереобаза звука)
  • некачественные сэмплы
  • могут быть и другие индивидуальные проблемы (например, некачественная аудиозапись музыкального материала)

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями New Style Sound.

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.