Опубликовано: 05.08.2019  
   

Дилэй (Delay) и эхо (Echo). Часть 2.

В прошлой статье мы рассмотрели отличия Дилэя (Delay) и эхо (Echo), какие бывают дилэи, их историю развития, особенности звучания, наиболее популярные модели различных типов: плёночные, аналоговые, цифровые, программные. Сегодня коснёмся основных настроек дилэя и особенностей его применения в проектах.

Дилэй (Delay) и эхо (Echo). Часть 2.

С появлением стереофонии возникла острая необходимость в эффекте Delay (англ. — задержка). Это прежде всего обусловлено устройством слухового аппарата человека, ведь у него два уха и в мозг поступает два звуковых сигнала, которые отличаются временами прихода.

Конечно, если источник звука находится «перед глазами» и на перпендикуляре к ушам, то прямой звук достигает обоих ушей в одно и то же время. Но в большинстве случаев расстояния от источника до ушей различны, поэтому звук воспринимается вначале одним и несколько позже другим ухом.

Как мы уже говорили, с появлением стереофонии этот эффект стал очень актуален. Особенно когда запись голоса или акустического музыкального инструмента была выполнена в моно. То есть с помощью единственного микрофона, но нужен был стерео сигнал. Благодаря дилэю, моно можно было превратить в стерео и запись, обработанную этим эффектом,  можно  было уже  «встраивать» в стереофоническую композицию.

Конечно, кроме дилэя существовали и другие методы (например, doubletrack), но о них в следующих статьях.

Итак, перейдём к основным параметрам дилэя.

 

Основные параметры дилэя.

Напомним, что если используется одна линия задержки оригинального сигнала, то это простой дилэй (Simple Delay). Если используется более одной линии задержки оригинального сигнала, то это сложный дилэй (Multi Delay).

 

Delay (delay time, time, tempo, rate)

Время задержки сигнала, т. е. время через которое происходит повторение сигнала, его копий. Измеряется в миллисекундах (мс). Также применяются относительные величины, такие как (1/2, 1/4, 1/8 и т. д.).

Это важнейшей параметр, который определяет эффект, который вы хотите получить. Это может быть и модуляции (flanger, chorus) или более атмосферные echo и reverb.

В большинстве дилэев имеется функция модуляции в виде осциллятора низкой частоты (LFO). Он позволяет уменьшать или увеличивать время задержки. Если вы хотите сделать звук свистящим, получить звук falnger или chorus, то необходимо управлять модуляцией. Если модуляция поставлена в ноль, то задержанный сигнал не отличается от входного.

 

Feedback (Repeat, Regeneration)

Обратная связь, т. е. количество задержек сигнала (от одной и до ∞ ). При параметре feedback, выставленном в ноль, будет один повтор, при максимуме бесконечное число повторов.

Как правило, и в реальных, и в виртуальных устройствах имеется регулятор, при помощи которого можно подобрать такое время задержки, чтобы оно соответствовало темпу композиции.

Вот, например, известный от  Waves HDELAY:

Режим MS, в котором время задержки устанавливается вручную (в миллисекундах). В режиме Host отображается текущий BPM секвенсора. Чтобы изменить темп вручную можно переключиться в режим BPM.

 

Dry / Wet 

Уровень сухого и обработанного сигналов.

На гитарных педалях (дилэях), можно часто встретить параметр Level (Mix, Balance, Blend ) громкость повторяемого сигнала по отношению к необработанному сигналу. При нуле никакого эффекта вы не услышите. При 100%, обработанный сигнал будет равен по громкости оригинальному.

 

Дополнительные параметры дилэя.

Input – уровень входного сигнала.

Output – уровень выходного сигнала.

Low cut и High cut  – обрезные фильтры низких и высоких частот. Или LoPass Filter (фильтр высоких частот) — управляет диапазоном фильтрации высоких частот и HiPass Filter (фильтр низких частот) управляет диапазоном фильтрации низких частот.

Tone — тембр окраски обработанного сигнала, от яркого к темному.

Ping pong delay — поочередное панорамирование задержанного сигнала в левый/правый канал.

Stereo delay — левый и правый каналы обрабатываются с разными параметрами обратной связи и времени задержки.

Rhythmic delay — тоже, что и stereo delay, но параметры времени задержки каналов устанавливаются в строгой зависимости друг от друга (например, четверти и триоли).

Dynamic delay — уровень задержанного сигнала зависимости от уровня входного. Таким образом задержанные фразы звучат тише и не мешают новым фразам.

Mod Depth (modulated delay ) — глубина модуляции на повторах; задержанный сигнал обрабатывается другими эффектами (хорус, флэнжер и пр.)

Тип (type) — характеризует тип используемого дилэя.

Slapback delay — короткая одиночная задержка без обратной связи длительностью до 120 мс.

Echo — более длинная задержка с обратной связью.

Reverse — в цифровых эффектах возможно воспроизведение записанного в буфер сигнала в обратном порядке

 

Как применять дилэй и где.

Для начала нужно понимать какой эффект вы хотите получить: дилэй или эхо. Напомним, что основное отличие эффекта эхо (Echo) от простой задержки в том, что задержанные копии сигнала подвергаются дополнительной обработке: изменяется их спектр. Звук, обработанный эффектом Echo более натурален по сравнению с обработанным эффектом Delay.

Какую задержку выбрать?

Конечно, нужно руководствоваться критериями, художественной целью и здравым смыслом. Для коротких и резких звуков время задержки, при котором основной сигнал и его копия различимы, меньше, чем для протяженных звуков. Для произведений, исполняемых в медленном темпе, задержка может быть больше, чем для быстрых композиций. При определенных соотношениях громкостей прямого и задержанного сигнала может иметь место психоакустический эффект изменения кажущегося расположения источника звука на стереопанораме. Но если применить такой эффект, например, к звучанию рояля, то вряд ли «прыжки» по панораме будут эстетически оправданы, да и с точки реального звучания это будет трудно обосновать. Поэтому дилэй лучше применять в разумных пределах и не обязательно на протяжении всей композиции.

Если feedback выставить в ноль, то будет только один повтор, который может хорошо подойти для каскадов, гармоний и лупов. Если на максимум, то будет бесконечное число повторов, воспринимаемых на слух как эхо. Если отрегулировать параметры где-то на 5-6 повторов, то это может хорошо подойти для ревера и слэпбэка.

В электронной музыке дилэй используют для различных текстур, в основном плотных, для создания глубины, атмосферы, пространства. Если задержка более 10 сек., то это подойдёт для создания петель целых музыкальных фраз.

Если отрегулировать Delay в соответствие с темпом проекта, то можно получить интересные ритмические эхо в проекте.

Также интересное звучание можно получить применяя эффект ping-pong.

Если необходимо расширить звук (например, если звук записан в моно, но нужно стерео), то время задержки нужно отрегулировать около  30 мс. или меньше.

Экспериментируйте и находите своё звучание в проектах.

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Похожие записи

Рассказать о New Style Sound друзьям:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.