Что делать если при записи у вокалиста проблемы с шипящими звуками и даже при изменении расположения микрофона или его смене ситуация не меняется? А если имеется уже готовая запись для сведения и перезаписать избыточное шипение вокалиста нет возможности? Вот здесь нас и спасёт особый компрессор — Деэссер (Deesser).
Деэссер (Deesser) — специализированный компрессор, который с помощью фильтрации подавляет все низкие частоты и обрабатывает только высокочастотные звуки, где как раз и находится нежелательный свист и шипение (в pежиме Split). В основном это относится к таким согласным как «С», «Ч», «Щ». Либо в режиме Wide, когда происходит усиления той полосы частот, где находится шипение, компрессируется весь сигнал. Подробнее об этих режимах ниже.
Почему же это устройство относится к компрессорам?
Дело в том, что Deesser — это динамический прибор. Он реагирует на сигнал (сжимает его) только тогда, когда его шипящий уровень превышает порог срабатывания (Threshold) в выбранной полосе частот. Во всех устройствах (плагинах) можно настроить диапазон в котором будет работать устройство. Обычно диапазон где находится шипение — от 2 до 10 Hz.
Также следует отметим, что у деэссера есть некоторое сходство с эквалайзером, так как эти устройства оба могут ослаблять выбранную полосу частот. Но, в отличие от статичного эквалайзера, деэссер, как уже говорилось, динамический прибор и работает не постоянно, а только когда сигнал превышает выбранный порог. Хотя Вам никто не запрещает снизить уровень шипения эквалайзером.
Вот несколько примеров Деэссеров:
Основные параметры:
Threshold (порог срабатывания) — уровень выше которого будет происходить подавление шипящих звуков. Чем ниже порог, тем тише они будут. Но не переусердствуйте, иначе они будут очень приглушены и звучать неестественно.
Режимы Split и Wide. Как видите, эти режимы в одном из деэссеров находятся в меню Mode, в другом Audio или написаны оба (в деэссере FabFilter DS). Режим Split разделяет звук на низкие и высокие частоты (это хорошо видно в Renaissance DeEsser), и работает только с высокочастотными звуками. Режим Wide (широкополосный) применяет ослабление ко всем частотам.
Freg — устанавливает частоту фильтрации сигнала. Или даже как в FabFilter DS пределы от и до.
SideСhain — переключает между двумя режимами. HighPass (пропускающий высокие) и BandPass (полосовой). Первый позволяет смотреть компрессору на все частоты выше установленного значения, а второй — только на узкую полосу вокруг выбранного значения Freg.
Attn. — отображает мгновенное подавление громкости применяемое к звуковому сигналу (в dB).
Range — чувствительность компрессора. Когда слишком большая энергия выше порог срабатывания, то лучше устанавливать бóльшие значения и наоборот.
Monitor — позволяет отдельно прослушивать сигнал Side Chain (боковой цепи), где происходит подавление шипящих звуков.
Чтобы лучше понять и разобраться с понятиями Split и Wide, Side Chain рассмотрим какие существуют способы реализации снижения высокочастотного шипения в сигнале.
Но об этом мы поговорим в следующей статье.
Подписывайтесь на новости New Style Sound и познавайте тонкости обработки звука.
Продолжение: Динамическая обработка звука. Деэссер (Deesser). Часть 2.