Периодически бывает нужно восстановить запись, которая пережата (перекомпрессирована) или в ней вообще отсутствуют все пики из-за сильного вмешательства лимитера. Вот здесь нам на помощь и придет расширитель динамического диапазона — Экспандер (Expander).
Экспандер переводится с английского как расширитель. И действительно это устройство расширяет динамический диапазон аудиофайла.
Типы экспандеров:
- Понижающий экспандер. К этому типу относятся рассмотренные нами ранее Noise Gate и DeNoiser. Они ослабляют область шумов (низ) и тем самым увеличивают отношение сигнал/шум во всем аудиофайле.
- Повышающий экспандер. Если понижающий экспандер ослабляет уровень сигнала, который ниже порога срабатывания (Treshold), то повышающий наоборот увеличивает этот уровень, превышающий порог. По сути этот тот же компрессор и с такими же параметрами, только коэффициент сжатия в нем меньше единицы. Например, 0,5 : 1 иногда обозначается как -5 : 1 или 1 : 5 (в разных плагинах по-разному)
- Компандер — сочетает в себе компрессор и экспандер. Это прибор можно встретить в системе DOLBY NOISE REDUCTION SYSTEM, в радиомикрофонах. Компрессор сжимает динамический диапазон входного сигнала за счет непропорционального подъёма его низких уровней. В процессе воспроизведения происходит всё наоборот. Экспандер восстанавливает сигнал, но пониженный коэффициент передачи ослабляет шумы, что увеличивает отношение сигнал/шум.
Фото с сайта: artmusic.pro
Основные параметры:
- Treshold (порог срабатывания) – порог ниже которого (понижающий) или выше которого (повышающий) экспандер начинает работать.
- Attack (время срабатывания) – время, за которое экспандер начинает работать. Зависит от порога срабатывания и типа экспандера.
- Release (время восстановления) – время, за которое экспандер перестанет работать. Также зависит от порога срабатывания и типа экспандера.
- Ratio (степень расширения) – коэффициент по которому происходит изменение уровня сигнала.
- Gain (Makeup) – уровень в dB после расширения динамического диапазона.
Особенности применения:
Понижающий экспандер работает как прибор шумопонижения или даже шумоподавления. Он применяется когда нужно увеличить соотношение сигнал/шум и ослабить область низких уровней. Подробнее см. Noise Gate и DeNoiser.
Повышающий экспандер нужен для того, чтобы восстановить запись, которая пережата (перекомпрессирована) или в ней вообще отсутствуют все пики из-за сильного вмешательства лимитера. Кроме этого он может применяться для работы с транзиентами, что может повлиять на увеличение глубины звука.
Компандеры вы вряд ли встретите в плагинах, поэтому их обсуждать не будем.
Некоторые нюансы:
Что касается повышающего экспандера, то, во-первых, если сигнал очень сильно пережат, то восстановить его практически не реально. Во-вторых, как вы видели у прибора есть параметры времени срабатывания и восстановления (Attack, Release). Представьте, что вы хотите обработать экспандером всю фонограмму. Чтобы звучали ударные нужно установить быстрое открывание экспандера, но с другой стороны инструменты с медленной атакой начнут «щелкать», так как им нужно наоборот большее время срабатывания. Поэтому этот тип применяется довольно редко, особенно на суммарном звуковом сигнале.
Если после прочтения у вас возникнут какие-то неясности или пожелания о чем вам ещё интересно было бы узнать пишете. Сделаем этот сайт вместе, чтобы он стал лучше и полезнее для Вас.