В современной музыке многополосная компрессия применяется очень часто, особенно в коммерческой музыки и на радио. В чем же её популярность и почему Multiband compressor является одним из важнейших инструментов на этапе мастеринга? Разберёмся в этой статье.
Многополосный компрессор (Multiband compressor) представляет собой прибор, состоящий из набора компрессоров, которые работают в своей выделенной частотной полосе.
Приведём примеры:
iZotope Ozone 8
Fab Filter Pro-MB
Multibend compressor Cubase
Несколько слов об устройстве
Сигнал, который поступает в многополосный компрессор, разделяется с помощью нескольких фильтров (или кроссоверов) на определенное количество частотных полос (2 -6). При этом частотные диапазоны обычно могут быть отрегулированы.
Затем разделённые сигналы проходят через свой индивидуальный компрессор, в котором настраиваются порог срабатывания (Threshold), степень сжатия (Ratio), время срабатывания (Attack), время восстановления (Release). Кроме этого в некоторых устройствах каждый из разделённых сигналов ещё может быть обработан лимитером, чтобы избежать нежелательных пиков в уровне звука.
Далее все сигналы суммируются на выходе усилителя в единый аудиосигнал.
Основные параметры
Как уже говорилось, многополосный компрессор, это набор компрессоров. Поэтому в этом приборе все те же параметры, что и в обычном компрессоре, только они работают в отдельной выбранной полосе частот. Нет смысла перечислять эти параметры, так как я уже о них писал.
Прочитать можно вот в этой статье (Параметры компрессора).
Применение
- Многополосный компрессор часто применяется на этапе мастеринга в виде различных плагинов для виртуальных звуковых студий и вот почему. Дело в том, что когда применяют обычный компрессор, он сжимает весь аудиосигнал. И если он работает только на одном сигнале (рояль, гитара, бас и т. д.), то это положительно сказывается при работе с балансом фонограммы. А если на миксе, то он сжимает все частоты, что приводит к маскировки одних звуков другими. Так как, во-первых, невозможно настроить одинаковую Attack и Release для различных инструментов. На средних и высоких частотах эти параметры особенно важны. Ведь приблизительные усреднённые значения не затронут начальные атаки, что потом не позволит максимально усилить громкость всего трека. Во-вторых, у вас, например, в долю звучит бас, бочка и тарелка. Выделяя низкие инструменты обычным компрессором, вы сделайте не слышимыми высокие. Поэтому наиболее правильно при мастеринге — это работать отдельно в каждой частотной полосе, что и позволяет делать Multiband compressor.
- Многоканальное сжатие может использоваться на любом одиночном звуковом сигнале, но: 1) это дополнительная нагрузка на процессор компьютера (нужна ли она вам?); 2) такая компрессия оправдана, если исходный записанный тембр имеет широкий диапазон частот (например, полностью записанная барабанная установка); 3) звуки у которых этот диапазон узкий (например, вокал, сольный ведущий инструмент), могут довольно эффективно контролироваться обычным компрессором.
- Аппаратные многополосные компрессоры широко применяются на радио (AM и FM) для усиления громкости станции. Ведь чем больше громкость, тем больше преимущество по сравнению с другими радиостанциями (коммерция).
Если у вас есть ещё интересная информация для уточнения этой статьи пишите в комментариях, всем читателям будет интересно узнать ваше мнение.
Всем успехов! Подписывайтесь на новости
[DISPLAY_ULTIMATE_SOCIAL_ICONS]