Опубликовано: 19.10.2018  
   

Динамическая обработка звука. Лимитер (Limiter).

Лимитер  — это одно из  устройств динамической обработки звука. Но для чего он нужен и в чем особенности его применения?  Что такое brick wall? В чем его отличие от компрессора? Как он может помочь при сведение и мастеринге, чтобы приблизить ваши миксы к коммерческому уровню? Рассмотрим все эти вопросы в данной статье.

Лимитер представляет собой устройство, которое ограничивает динамический диапазон.

Замечание: для того чтобы лучше понимать о чем пойдет речь далее, прочитайте статью об  основных параметрах компрессора и  как компрессор влияет на звук.

 

Главными отличиями лимитера от компрессора является то, что в нём отсутствует параметр Attack. Лимитер обычно настраивается на очень жесткое ограничение сигнала, что соответствует времени атаки от 0 до 10 мс. Таким образом, этот прибор моментально реагирует на уровень сигнала. Кроме этого коэффициент сжатия (Ratio) очень большой и начинается уже от 10 : 1 и до ∞ : 1.  Большинство компрессоров не способны работать с перечисленными параметрами.

На рисунке вы видите пример обычного лимитера: 

Параметры лимитера:

Среди его основных параметров это порог срабатывания (Threshold), выше которого сигнал не может проникнуть. Ниже порога сигнал никак не обрабатывается.

Out Ceiling (потолок выхода, выходной уровень сигнала) показывает тот уровень с которого превышающие выходящие пики будут срезаться. По умолчанию в Limiter 1 (на рисунке) они выставлены на 0 dB.

Кнопка Link отвечает за связь каналов Threshold и Out Ceiling (они будут перемещаться согласовано вместе).

Attenuation (ослабление) показывает индикацию насколько происходит подавление пиков. Это ваш измеритель.

Release (восстановление) позволяет отрегулировать насколько быстро происходит восстановление прибора после подавления пика выше порога срабатывания. Для большинства звуков значение в 1.0 мс (установлено по умолчанию в Limiter 1) вполне достаточно. При мастеринге это значение может быть увеличено.

Более редкие параметры это Lookahead (взгляд в будущее), который по сути заменяет время атаки. При очень низких значениях лимитер реагирует на пики очень быстро, что приводит к большему сжатию сигнала, но могут появиться искажения. Второй параметр Gain, чем он выше тем вы больше сужаете динамику сигнала и звук начинает все больше и больше искажаться. Поэтому при его регулировки нужно устанавливать такие значения при которых искажений не возникает.

Особенности применения:

В большинстве случаев Limiter применяют:

  1. Для предотвращения перегрузки (клиппинг)
  2. Для подавления максимальных значений, кратковременных пиков (скачков сигнала)
  3. Для выравнивания динамики, выбранного сигнала или всей фонограммы

Особенности использования:

  • Лимитер может быть использован на отдельных дорожках, чтобы убрать в звуковом сигнале с большой динамикой различные непредсказуемые всплески. При таком подходе его часто ставят после компрессора. Среди инструментов могут быть:  вокал, ударные, перкуссия, гитары и другие, атаки которых придают фонограмме «жизнь». Однако, если вы подавите полностью все пики трек может потерять «панч» и будет звучать слишком плоско и ровно.
    • Поэтому, отсюда следует два правила: 1) Если пиков немного и есть возможность подправить их вручную, то это будет самым лучшем решением. 2) Лимитер вносит в сигнал дополнительные искажения, поэтому его нужно применять с большой осторожностью.
  • Лимитер может быть использован на мастер-шине. Но если вы заметите, что пики подрезаются очень часто или что ещё хуже постоянно, то следует задуматься о том как вы сделали сведение трека и внести изменения. Нужно понимать, что на этапе мастеринга, чтобы не возникло лишних проблем, необходим запас около 3 dB (headroom), который бы оставлял возможность для различных манёвров звукорежиссёру.

Brick wall:

Brick wall переводится как кирпичная стена. Что соответствует очень высокому соотношению лимитирования от 20 :1 и более и очень быстрому времени атаки. При этом звуковой сигнал почти гарантированно не может превысить выбранный порог срабатывания. В результате такой обработки звучание получается очень резкое и жесткое. Такая обработка зачастую употребляется в живых выступлениях на концертах, а также на телевидение и радио для страховки от перегрузок.

 

Надеюсь, что после прочтения этой статьи, Вам стало более понятно для чего нужен лимитер и когда его следует применять.

Всем успехов!

Чтобы и дальше читать интересные статьи по обработке звука и быть всегда в курсе новой информации на сайте подписывайтесь на RSS блога New Style Sound.

Похожие записи

Рассказать о New Style Sound друзьям:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.