Опубликовано: 29.12.2018  
Sidechain сайдчейн

Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 2.

5/5 - (11 голосов)

Технология Side-chain широко применяется в современной индустрии музыки, поэтому знать основы её реализации просто необходимо.

Реализация технологии Side-chain

Вспомним общеизвестный пример. Имеется фоновая музыка и её громкость можно автоматически уменьшать, когда диктор разговаривает, и увеличить, когда у него пауза. То есть нам необходимо два трека: в одном будет играть фон, а во втором будет управляющий сигнал — голос диктора. Точно также нам будет необходимо два трека для таких инструментов, как бочка (kick) и бас (bass). На них часто применяется подобная обработка, а для чего именно читайте здесь. Вот этот пример сайдчейн компрессии мы и рассмотрим, как один из наиболее часто встречающийся.

Практика

Вначале создадим два трека. Можно 2 аудио-трека или 2 миди, или один аудио, другой миди. В одном из них будет звук бочки, во втором бас (скачать готовые аудиофайлы). Приблизительно это будет выглядеть вот так (на рис. программа Cubase):

Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 2.

Далее нужно определиться какой из сигналов будет управляющим. В нашем случае это бочка. Значит мы подключаем в канал (Insert) баса плагин, который имеет функцию сайдчейн. Например, Gate.

Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 2.

Нажимаем на значок (обведён) и включаем функцию сайдчейн.

Затем в канал посыла (Send) бочки подключаем наш плагин и устанавливаем регулятор на 0 dB. В дальнейшем можно будет подобрать оптимальный уровень этого параметра.

Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 2.

После переходим в канал баса. Нажимаем воспроизвести проект и регулируем настройки плагина. В нашем случае этот плагин Gate (подробнее о параметрах гейта можно прочитать вот здесь).

В итоге вот что получилось:

В первом треке бочка звучит неразборчиво, а во втором каждый инструмент становиться слышно. В третьем примере бас создает эффект качания. Кстати если посмотреть на форму волны микса без сайдчейна и с ним, то можно увидеть, что мы ещё и убрали ненужные пики. Что позволит (если необходимо) намного больше усилить громкость трека при мастеринге.

Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 2.

Без сайдчейна

Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 2.

С сайдчейном

Вот как можно решить проблему разборчивости бочки и баса между собой. Но есть и другой способ.

VolumeShaper

Это довольно интересный плагин, который позволяет рисовать кривые уровня сигнала.

Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 2.

VolumeShaper3

Его можно поставить на один трек или на группу инструментов и они будут звучать в соответствии с нарисованной огибающей сигнала. Аналог ADSR-огибающей.

В чём удобство? Можно нарисовать абсолютно любую форму огибающей, которая вам нужна. Настроить различные виды синхронизации (огибающая работает только на одну долю, на четыре и т. п.). Можно добавлять различные интересные эффекты.

Сегодня уже вышла версия VolumeShaper5, которую можно бесплатно попробовать. Скачать демо-версию можно на официальном сайте.

Кроме этого плагина, есть его аналоги. Они могут быть встроены уже в программу DAW, в которой вы работаете. Например, в Cubase подобный плагин называется EnvelopeShaper. Или можно найти внешний плагин. Например, Kickstart VST Plugin – Nicky Romero

Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 2.

Как видите, он тоже довольно понятный интуитивно и проблем с его использованием в проектах возникнуть не должно. Естественно, кроме перечисленных двух есть ещё множество различных подобных устройств.

Различные варианты использования Side-chain

  1. Решение частотных конфликтов баса и бочки (это мы рассмотрели выше)
  2. Создание эффекта «накачки громкости», «пампинга» — может использоваться практически в любых стилях и направлениях (рок, поп, хаус и т. п.)
  3. Облегчить процесс сведения микса. Тоже применяется в различных стилях. Можно выделить сольный инструмент в аранжировке, который нужен в данный момент звучания трека, по отношению к остальным. Например, вокалом чейнить гитары или плотные пэды. Чейнить вокалом группы с delay, reverberate. Подвижными мелодиями чейнить медленные фактуры. А если использовать многополосный компрессор в режиме сайдчейн, то вокалу можно даже в плотном миксе найти своё место.
  4. Возможно убрать сильные пики в местах, где много инструментов играют на сильную долю. Можно распределить приоритет между тембрами, тем самым уменьшить комплексный пик.

А какие ещё интересные методы применения сайдчейна вы используете?

Подписаться на новости сайта.

RSS подписка
Подписаться на канал
Подписаться на канал

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.