Опубликовано: 20.11.2019  
   

Двойная дорожка (double track)

В 1970-е годы в грамзаписи, на телевидение и радио началось активное внедрение многодорожечной записи. Среди различных экспериментов со звуком появился приём (вокальный и инструментальный), получивший название double track (двойная дорожка).

Суть эффекта double track

Суть этого эффекта в том, что запись проводилась путём последовательного наложения (двойного, а иногда тройного и более) музыкального материала на фонограмму. То есть исполнитель записывал дважды и более одну и ту же партию. В результате записанный дабл-треком материал приобретал тембральную плотность, звучал объёмно и довольно энергично. А если эти треки распределялись ещё и по панораме (слева и справа), то пространство фонограммы поглощалось полностью, иногда даже не оставляя место остальным тембрам.

Для чего нужен double track

Как мы уже сказали, материал, записанный «двойным наложением» позволяет добиваться плотности звучания, придавать объём и добавлять ощущение энергичности трека. Кроме этого этот приём будет полезен если аранжировка очень насыщена и, например, вокал просто задыхается в ней из-за отсутствия той самой тембральной плотности. Double track в таком случае просто необходим, чтобы вокал не утонул в песни. Однако, здесь есть свои тонкости.

Исполнительские проблемы при записи double track

Применение double track не создаст проблем при сведении, если вокалист исполнит свой материал точно совпадая по интонации и темпоритмике, также это касается и согласных звуков, эмоционального состояния и т. п. Что касается инструменталиста, например, гитариста, то обе партии также должны быть исполнены ритмически точно и максимально одинаково. Но как вы понимаете точное копирование удается далеко не каждому. А если этого не происходит, то получается просто два трека вокальных или инструментальных, которые не создадут нужного эффекта, а лишь будут негативно влиять на баланс или вообще искажать партию и даже всю композицию.

Простое решение исполнительских проблем при записи  double track

Чтобы не записывать один и то же материал несколько раз на помощь пришла техника. Оказалось, что double track можно легко реализовать, да ещё и без всяких вышеперечисленных проблем, если просто продублировать записанный сигнал с небольшой задержкой (приблизительно от 7 до 30 миллисекунд).

Как реализовать эффект double track на практике

Сегодня реализовать этот эффект не составит проблем, не нужно даже применять никаких обработок и плагинов. Достаточно просто взять один записанный трек, продублировать его, а затем сдвинуть копию относительно первого трека немного вправо (приблизительно от 7 до 30 миллисекунд).

Более сложный вариант выглядит так. Покажем на примере Cubase.

Берём исходный трек (желательно записанный в моно, иначе эффект от применения double track будет незначителен)

Чтобы сделать сигнал полностью в моно (если вдруг понадобится) можно использовать плагин: Voxengo MSED (скачать плагин можно здесь)

Нужно параметр Side отключить (убрать стерео составляющую).

Далее создаём, два FX канала. Направляем звук сигнала (одного трека) на оба этих канала.

Затем разводим по панораме. FX 1 полностью влево, FX 2 полностью вправо. Затем в FX 1 в Insert ставим любой штатный дилэй. Например, Mono Delay.

Открываем плагин Mono Delay. Регулируем настройки (главный параметр это задержка где-то от 7 до 30 миллисекунд (регулируем на слух), микс на 100, feedback по желанию, можно и установить на 0):

Теперь слушаем.

Но всё-таки (на мой взгляд) живое исполнение партии двойным (и более) наложением, особенно в треках, где подразумеваются акустические музыкальные инструменты, намного лучше и естественнее, чем искусственный double track вышеперечисленными способами.

Несколько нюансов по сведению гитар  при double track

Когда у вас имеется два трека (акустической или электрогитары), то первым что может захотеться сделать для придания объёма звучанию это распределить треки по панораме. Действительно будет звучать лучше, чем моно. Но если распределить один трек в крайнее левое, а другой в крайнее правое положение могут возникнуть фазовые проблемы, которые на слух распознать очень трудно. Поэтому, чтобы этих проблем не возникло, используйте прибор под названием коррелометр (измеритель степени моносовместимости сигнала). Почему это важно? Дело в том, что при воспроизведении в стерео никаких изменений в звучание не будет, но вот когда этот трек (имеющий фазовые проблемы) будет воспроизводиться в моно часть спектра гитары может просто исчезнуть. (можете прочитать в этой статье «где сегодня используется моно«)

Как пользоваться коррелометром?

  • Включите обе дорожки (double track).
  • Откройте любой плагин коррелометр (на фото плагин от T-RackS). На нём имеются три цифры -1, 0 и +1. Если при воспроизведении double track колебания метки находится ближе к +1, то есть в пределах от 0 до +1, то моносовместимость хорошая. Что же делать если метка периодически заходит в область от 0 до -1? Переписывать треки заново не нужно. Необходимо уменьшить разницу между этими каналами, то есть просто сузить их расположение по панораме ближе к центру (например, вместо 100 сделать R75 и L75). Уменьшать панораму (одинаково с двух сторон) до тех пор пока не исчезнут фазовые искажения. То есть метка на коррелометре будет колебаться в пределах от 0 и +1.
  • Конечно, стерео будет немного уже, но проблем при воспроизведении в моно не будет.

Такая же история и при распределении овердрайв гитар, записанных двойным double track. То есть четыре трека. Два из них распределяют в одной точке панорамы справа, а два слева (в этой же точке панорамы, что и справа — 50 и 50, 75 и 75 и т. п.).

Коррелометром таким способом можно применять, не только к double track гитар, но и к другим музыкальным инструментам, вокалу.

 

Применение double track

Сегодня этот эффект довольно популярен, особенно при записи гитар и вокала. А среди жанров музыки часто используется в рок музыки, где необходима плотность, мощь и напор. Хотя это не означает, что double track нельзя использовать в других жанрах. Главное, чтобы это было драматургически оправдано в миксе.

Также применение double track позволит сделать богаче любой необходимый в миксе тембр, будь то пэды, лиды, атмосферные звуки, эффекты и т. д.

Экспериментируйте!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Похожие записи

Рассказать о New Style Sound друзьям:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.