Опубликовано: 25.10.2019  
   

Флэнжер (Flanger).

Флэнжер (flanger — фланец ) — ещё один эффект, основанный на задержке сигнала.

Он очень схож с фейзером, так как они оба представляют собой сочетание задержки звукового сигнала с частотной или фазовой модуляцией.

Основное отличие флэнжера и фейзера в том, что у первого время задержки копии и изменение частот сигнала значительно большие, чем для второго. По сути фейзер можно считать предельным случаем флэнжера.

Флэнжер. Примеры звучания.

Открытие эффекта флэнжер

Открытие эффекта принадлежит звукорежиссёру Филу Спектору. Было это в 1958 году. Пpи попытке «удвоить» голос, воспроизводя запись одновременно c двух магнитофонов, получился этoт необычный звук (так кaк идеальной синхронизации лент добиться было невозможно, обе ленты чуть смещалась пo времени друг относительно друга). Спектор коснулся края крутящейся бобины с пленкой и получил временную модуляцию сигнала. Flange в переводе с английского значит фланец (обод катушки с лентой). В результате эффект получил название «Flanger».

Конечно, после этого открытия «ленточного флэнжера» наука не стояла на месте, появились флэнжеры с применением интегрированных схем (1970-е гг.). И звучание этих устройств немного отличалось от того эффекта, который открыл Спектор. В настоящее время Флэнжеры делятся на две категории: аналоговые и цифровые (подробнее далее).

 

Суть эффекта

Два идентичных сигнала смешиваются, при этом один из них задержан по отношению к другому на малое количество времени 5-15 мс, что создаёт в спектре звука «расчёску». Время задержки постоянно меняется, а максимумы и минимумы «расчёски» благодаря применению LFO (генератор низких частот) движутся. При этом максимумы воспринимаются на слух как обертона, которые создают впечатление  движения звука вверх и вниз, хотя гармоническая основа остаётся (слушатель слышит всё те же ноты).

Рассмотрим подробнее на рисунке:

Как видите, флэнжер дает серию пиков и провалов вдоль частотного спектра, которые организованы в гармонические ряды. Фактический характер гребенчатого фильтра «расчёски» определяется временем задержки, переключателем фазы обратной связи и величиной обратной связи. Модуляция «sweep» — эффект движется вверх и вниз по частотам, производя свистящий звук. Скорость модуляции обычно поддерживается на низком уровне и может быть синхронизирована с половиной ноты или длительности Bar проекта (c сеткой проекта), если задан какой-либо параметр формы волны, обычно используется синус или треугольник.Частоты пиков и провалов гармонически связаны. Когда эффект модулируется, этот «паттерн» на рисунке  расширяется и сжимается, но гармоническая связь остается.

 

Как работает флэнжер

Сигнал, как вы видите на рисунке ниже, разделяется на два независимых. Один не изменяется, второй проходит через линию задержки, которая находится в пределах 5-15 мс (эта величина зависит от конкретного производителя гитарной примочки, либо настроек плагина). LFO (генератор низких частот) регулирует модуляцию времени задержки сигнала, которая зависит от формы волны (LFO waveform) и находится в пределах от 3 Гц и ниже. Меняя форму волны, частоту и амплитуду колебаний  LFO, получается различное звучание.

На выходе необработанный сигнал  смешивается  с обработанным. А так как между этими сигналами есть небольшое смещение (один из них задержан), время задержки небольшое до 15-20 мс и постоянно меняется, то это приводит к эффекту движущегося гребенчатого фильтра «расчёски».

Часть сигнала поступает в Feedback (обратная связь) — обратно на вход. В итоге создаётся резонанс, который усиливает пики и провалы в спектре сигнала. В некоторых устройствах Feedback имеет параметр, который инвертирует фазу сигнала. Это позволяет получить ещё более специфическое звучание.

Структура флэнжера изображена ниже:


Параметры флэнжерa

  • Depth, Range (глубина) —диапазон изменения времени задержки.
  • Speed, Rate (скорость) — быстрота изменения «плавания» звука, регулируется частотой низкочастотного генератора.
  • Delay (задержка) — время задержки копий
  • Feedback (обратная связь) — количество подаваемого сигнала с выхода на вход.
  • LFO waveform (форма волны генератора низкой частоты ) — бывает синусоидальной (sin), треугольной (triangle) и логарифмической (log).
  • Mix, Dry/wet balance (баланс) — соотношение необработанного и обработанного сигналов.

Бесконечный флэнжер

Название этого флэнжера «Barber-pole». Он схож с эффектом «тон Шепарда». Звук такого флэнжера движется бесконечно только либо вверх, либо вниз. Как это возможно? Если интересно читаем здесь про «тон Шепарда» (Аудио тесты, тестовые сигналы, калибровка звукового оборудования. Часть 2.)

 

Применение в проектах

Эффект был очень распространён в музыке психоделического звучания (1960-е гг.) А по звучанию эффект напоминал  взлёт самолёта.

Флэнжер в основном используется в качестве отдельного эффекта в миксе.  В некотором смысле звук флэнжера также напоминает сирену, где глубина определяет, как низко и высоко она идет. А скорость определяет, как быстро она идет. Обратная связь является чем-то вроде резонансного управления, где чем выше обратная связь, тем больше резонанс.

На первом фото выше PSP Lexicon 42 в режиме deep flanger. На этом снимке экрана показана настройка предустановки deep flanger — высокая обратная связь, 1 мс задержка (delay), высокая глубина (depth) , медленная скорость (rate) и feedback и интвертированная фаза сигнала. Второй рисунок — как выглядит устройство PSP Lexicon 42.

 

Примеры устройств

Бывают аналоговые и цифровые. Примеры:

 

 

 

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Похожие записи

Рассказать о New Style Sound друзьям:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.