Опубликовано: 30.08.2019  
   

Хорус (Chorus).

Хорус (Chorus)

Chorus (хорус) от англ. хор. Это эффект, который с помощью добавления к исходному сигналу немного изменённых его копий, создаёт имитацию многоголосного исполнения, наподобие хорового звучание.

Само название появилось из-за того, что изначально данный эффект разрабатывался для имитации «хорового» исполнения при игре одного звука или мелодии. Что в реальности: во-первых, позволяло бы получать плотное, мощное звучание;  во-вторых, существенно сэкономить, так как не нужно тратиться на дополнительных исполнителей (капитализм…)

Однако, реализовав этот эффект путём повторения копий сигнала и изменения их времени задержки, это не дало полноценной замены реальному хору. Звук «пропущенный» через хорус практически всегда можно было отличить от звучание живых нескольких вокалистов или музыкальных инструментов.

Почему мы слышим разницу между акустикой и звуком «пропущенным» через хорус?

Всё зависит от длительности задержки, которая искажает сигнал. Генератор низкой частоты (LFO) влияет на повышение или понижение входного сигнала. Это зависит от фазы его колебания. Всё это приводит к изменению pitch (высоты тона). В итоге звук «плавает», как на аналоговых магнитофонах. Иногда можно даже отчётливо услышать изменение (периодичность) задержки. При этом чем выше частота генератора низкой частоты, тем искажения сильнее.

В итоге цель: замена нескольких исполнителей одним, обработанным эффектом хорус, не была достигнута. Но специфическая окраска звука, после такой обработки сделала хорус популярным эффектом. Он не только стал применятся к вокалу, но и к любым музыкальным инструментам.

 

Суть эффекта Хорус (Chorus) 

Допустим у вас имеется записанная партия гитары, которую нужно «расширить».

Если бы эту же партию в живую исполняли одновременно, например, 3 гитариста, то естественно, что звучание каждой из них немного отличалось бы от другой. Ведь исполнители не роботы и идеально совпадать вместе они не могут, хотя и стараются.

Вот эти микро изменения или точнее неодинаковые колебания называемые биениями и улавливает наш слух, что создаёт ощущение объёмного звучание (хора).

Хорус как раз и имитирует эти микро изменения, касающиеся панорамы, громкости, высоты тона (pitch), а также небольшой задержки (delay). В результате кажется, что это играет не одна гитара, а несколько.

Хотя следует сказать, что хорус не призван заменить реальное исполнение 3-ми гитаристами партии. Он довольно не совершенен и вы практически всегда отличите живое исполнение 3-мя гитаристами и одну партию гитары, обработанную этим эффектом.

Поэтому следует понимать, что применять хорус лучше как эффект, а не как полноценную замену хоровому (многоголосному) звучанию.

 

Как работает Хорус?

При обработке хорусом происходит копирование оригинального звука и воспроизведение этой копии с задержкой (копий может быть несколько, зависит от количества голосов в плагине, называемых Voice или Order). После чего оригинал и копии смешиваются. Копии модулированы обычно простым синусоидальным сигналом генератором низкой частоты (изменён pitch), при этом задержка колеблется в районе 20-30 мс. Также в хорусе отсутствует feedback (обратная связь), то есть обработанный сигнал не поступает обратно на вход эффекта с временной задержкой.

В хорусах обычно всегда имеется изменение количества голосов, регулирование скорости генератора низкой частоты, а также параметр dry/wet — соотношение обработанного и оригинального сигнала.

Стереохорус

Это устройство состоит из двух монофонических хорусов, сигналы которых разнесены по фазе на 90 градусов в обоих каналах. Задержка фазы зависит от LFO. Стереохорус звучит более объёмно, так как звуки приходят из колонок попеременно.

 

Параметры Хоруса

Покажем их на примере простого штатного плагина от Cubase Chorus

  • Rate или Speed — изменяет скорость «плавания» звука и зависит от частоты LFO
  • Width — устанавливается максимальное изменение высоты тона
  • Spatial — ширина стереобазы
  • Mix, balance, dry/wet — соотношение необработанного и обработанного сигналов.
  • sync — эффект становиться ритмизирован
  • LFO waveform — форма волны генератора низкой частоты (LFO). В этом плагине: (sin) синусоидальная, (triangle) треугольная. В других плагинах ещё часто можете встретить (log) логарифмическая.
  • Delay — регулирует уровень рассогласования между голосами
  • Lo и Hi — это фильтры, которые определяют верхнюю и нижнюю границы частоты фильтра.

Также часто можно встретить такой параметр как:

  • Depth (глубина) — диапазон изменения времени задержки.

 

Применение в проектах

  • Хорус лучше применять как эффект, как своеобразную краску в музыке. Нет смысла его использовать как полноценную замену «хоровому, многоголосному» звучанию акустических музыкальных инструментов или вокалу.
  • Часто хорус применяется для вокальных, гитарных, различных синтезированных партий
  • При обработке этим эффектом звук становиться более плотным, сочным. Создаётся ощущение расширения звука и его небольшого утепления.
  • Хорус применяется как дополнение к другим звуковым эффектам
  • Увлекаться этим эффектом не стоит, так как это может привести к ухудшению разборчивости голосов в треке и к общему «засорению» атмосферы фонограммы (прозрачности).

 

Примеры устройств

Хорусы бывают аналоговые и цифровые (в железе и VST).

Вот несколько популярных моделей.

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Похожие записи

Рассказать о New Style Sound друзьям:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.