Опубликовано: 02.07.2020  
Distortion

Дистошн (Distortion) — эффекты, основанные на искажении сигналов

Дистошн (Distortion) — преднамеренное искажение формы аудиосигнала, придающее ему резкий, скрежещущий оттенок.

Дистошн (Distortion)

В середине 1960-х гг. ощутимые искажения в звуке в некоторых случаях перестали считать техническим дефектом. И эта краска пришлась по вкусу так широко и быстро, что даже технические контролёры фонограмм были вынуждены смириться с новым электроакустическим качеством, казалось бы, оскорблявшим изнеженный слух.

Звучание электрогитар, употреблявшихся в то время в эстрадной и джазовой музыке, отличалось чистотой и мягкостью, но по мнению музыкантов авангардного звена и апологетов зарождавшихся вокально-инструментальных ансамблей, бывало подчас вялым и аморфным.

Нелинейные искажения, щедро вносимые тогдашними усилительными устройствами при их перегрузке, обратили внимание артистов на то, что в звучании одноголосных гитарных реплик не только возрастает ощущение громкости, но появляются энергичность, напор, — качества, получившие впоследствии английский ярлык «drive«. С точки зрения спектральных трансформаций, это явление можно было объяснить сильным гармоническим обогащением простых сигналов. Особенно признание нашли симметричные искажения, порождённые нечётными гармониками, в отличие от более жёсткого звука, которой получался при ассиметричных искажениях. Об этой разнице мы ещё поговорим. А пока разберёмся как же устроен механизм получения Distortion?

 

Механизм получения эффекта Дистошн (Distortion)

Эффект дистошн (от англ. «distortion» — искажение) основывается на использовании амплитудной модуляции. Фактически это замена одних значений амплитуд сигнала другими значениями.

Классический механизм получения эффекта следующий:

Distortion-nss

Входной сигнал смешивается с его копией, подвергнутой преобразованию в блоке distortion. Блок имеет два уровня сигнала: пороговый и верхний. Если амплитуда входящего в блок сигнала не превышает порогового уровня, то сигнал проходит на выход блока без изменений. Если же амплитуда сигнала выше порогового уровня, то блок усиливает такой сигнал до верхнего уровня. Пример применения эффекта distortion к синусоидальному сигналу приведен на рисунке ниже:

Distortion-nss-1

Существует множество вариантов искажений, которые дают свои эффекты в изменение тембра звука. Но о них подробнее поговорим в следующих статьях.

 

Типичные установочные параметры Дистошн (Distortion)

Типичными установочными параметрами процессора искажений являются следующие:

  • Level (уровень). Этот параметр имеет множество названий: amount (доза), drive (возбуждение), crunch (перелом), fuzz (муть), dirtiness (грязь), ugliness (гадость) и самые разные эпитеты; все зависит от фантазии дизайнеров эффекта. Но независимо от названия это один и тот же параметр, задающий уровень нелинейных искажений, вносимых усилителем и, таким образом, степень искажения сигнала этим эффектом.
  • Тоnе (тон). Поскольку искажения вносят дополнительные составляющие в спектр сигнала, часто на выходе процессора добавляют простой фильтр для управления тембром, создаваемым эффектом. В общем случае сигнал после фильтрации приобретает более теплое звучание, становится не таким режущим на слух, т .е. менее “грязным” по сравнению с сигналом до фильтрации. В некоторых процессорах искажений фильтр стоит и на входе, что дает возможность усилить определенные обертоны и за счет этого изменить характер искажений.

 

Цифровой и аналоговый дистошн.

Как уже было сказано: есть симметричные искажения (более мягкие по звучанию), порождённые нечётными гармониками и ассиметричные искажения (более жёсткий звук), соответственно, чётными гармониками. Аналоговой аппаратуре присущи “мягкие” искажения, что объясняется физическими особенностями аналоговой схемотехники и электронных ламп. Что касается цифровой обработки звука, то в ней нет возможности воссоздать все тонкие аналогово «винтажного» звука. Поэтому процессоры цифровой обработки обязательно имитируют аналоговые искажения звука.

 

Применение дистошн

  • Основное назначение — обогатить тембр (наиболее часто эффект употребляется гитаристами), поэтому с искажениями звучание инструмента будет действительно более выразительным;
  • Искажения также вносятся умышленно в вокальные партии, партии клавишных и ударных инструментов едва заметными или массивными, бьющими по слуху дозами;
  • Включите эффект на минимальном уровне, чтобы искажения были едва заметны, и на “полную катушку”, если вам нужен калечащий звук вплоть до скрежетание или своеобразной «хрипоты» (классический вариант гитары heavy metal);
  • Возможно использовать для создания привычного звука электрогитары и старомодных клавишных инструментов;
  • Немного искажений не помешает в любом звуке, чтобы он стал не таким “вылизанным” , а также для создания “отмороженных” спецэффектов.

 

Примеры устройств

Педаль эффектов TC Electronic Grand Magus Distortion

tc_electronic_grand_magus_distortion1

Педаль эффектов TC Electronic Fangs Metal Distortion

tc_electronic_fangs_metal_distortion

Ещё несколько педалей:

  • AMEC Preamp
  • Pro Co Rat
  • Boss DS-1 Distortion
  • Boss DS-2 Turbo Distortion
  • Boss MT-2 MetalZone
  • Marshall Guv’nor
  • Line 6 Dr. Distorto
  • T-Rex Engineering’s Bloody Mary
  • DigiTech Screamin’ Blues
  • Danelectro FAB Distortion
  • Yerasov Red Scorpion RS-1
  • AMT British Sound

 

Гитарные усилители (предусилитель, преамп)

  • AMEC KM-201K,KM-202K
  • Yerasov Pterodriver
  • AMT SS-20, SS-11
  • ENGL E-530
  • MESA Boogie Triaxis

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.