Фузз (Fuzz ). Что это за эффект? Как он изменяет сигнал? Плюсы и минусы эффекта? Как узнать на слух? А также известные исполнители, примеры устройств.
Фузз (Fuzz)
Фузз (он же Фус, Фуз, с английского Fuzz — Фаз) — популярный гитарный эффект, который является самым старым из дисторшинов. Расцвет этого эффекта пришёлся на 60-е годы прошлого века с появлением стиля называемого психоделическим роком.
Как изменяет fuzz сигнал?
Развитие электроакустической схемотехники породило целый класс устройств, намеренно вносящих в звуковой сигнал нелинейные искажения и таким образом насыщая спектр новыми компонентами, которые впоследствии прозвали словом drive.
Как уже говорилось самым ранним эффектом стал fuzz. А появился он благодаря инженерам-электроакустикам, предложившим устройство — триггерный преобразователь, которое превращало сигнал, близкий к однотональному, в меандр, колебание прямоугольной формы с той же частотой. При желании была возможность использовать фильтр нижних частот для смягчения звука, тогда форма сигнала приближалась уже к треугольной, а в спектре заметно снижался уровень высших гармоник.
Поясним рисунком ниже:
Пух…
Протяжённые звуки электрогитары становились при использование эффекта зудяще-скрипящими, как бы покрытыми какой-то шумовой оболочкой. И может именно поэтому тембральное качество, которое ассоциировалось с некой оболочкой в виде плотных слоёв пушинок, застилающих взгляд и появилось английское название такого специфичного звучания как fuzz (пух).
Плюсы и минусы эффекта.
Триггерные устройства обеспечивали стабильную амплитуду выходного сигнала, даже если входной в некоторых пределах затухал, что свойственно гитарной струне. Таким образов fuzz «продлевал жизнь» струнного звука, что и было главной задачей гитаристов. Для этого следовало сильнее прижимать струну к ладовым порожкам гитарного грифа, чтобы снижать её демпфирование; использовать вибрато, самовозбуждение при положительной акустической обратной связи, держа инструмент около громкоговорителя, и т. п. Применяя эффект на гитаре можно было добиться звучаний, напоминавших, в зависимости от регистра, виолончель, трубу, скрипку, конечно, в нюансе не ниже fortissimo (очень громко).
Частоту сигналов прямоугольной формы с помощью несложной схемотехники можно было удваивать или делить пополам. Получалось простое октавное транспонирование, что способствовало ещё большому распространению триггерных устройств.
А теперь о минусах.
Упомянутое звукоизвлечение приходилось постоянно контролировать и на стадии перезаписи обращаться к такой обработке часто было нецелесообразно, если сказать безрезультатно.
Среди ещё важных неудобств для музыкантов было то, что невозможность применения обработки к уже записанному материалу (перезапись), обязывало артистов точно продумывать свои действия и много репетировать. Также сигнал, которых поступал от гитары на вход триггера, должен был обладать известной стерильностью. Неосторожные перемещения руки по грифу, небрежные снятия звука, случайные задевания соседних струн, — всё это немедленно превращалось в звуковую «грязь», равногромкую с исполняемой мелодической линией. Попытки применять fuzz к аккордовым звучаниям оказывались успешными только тогда, когда задумывалось создать ощущение ужаса и катастрофы. Даже октавные интервалы, столь характерные для гитарных партий, требовали при данной обработке идеальной звуковысотной настройки.
Как же узнать эффект fuzz?
По звучанию он больше напоминает колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, что-то наподобие рыхлого и колючего дисторшна.
Известным исполнителям, применявшим этот эффект является Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) с его известной примочкой Fuzz Face.
Примеры устройств:
Dunlop JHF1 Jimi Hendrix Fuzz Face Distortion
Гитарная педаль эффекта «фузз» с классическими и современными вариантами звучания, позаимствованными у педалей Maestro FZ-1A, Fuzz Face и Octavia с соответственно тремя выбираемыми режимами звучания. Моделирование звука осуществляется по технологии COSM.
Педаль эффектов TC Electronic Rusty Fuzz
Педаль эффекта фуз для электрогитары. Аналоговая схема на кремниевых транзисторах. Регуляторы Fuzz, Tone и Volume. Входные и выходные разъемы сверху прочного металлического корпуса. Мягкий ножной переключатель, холодный тип байпаса (True Bypass).
Педаль эффектов Fender The Pelt Fuzz Pedal
Педаль эффекта фуз для электрогитары. Схема на кремниевых транзисторах, регулятор Fuzz отвечает за уровень искажений, Bloom за атаку звука. 3-позиционный свитч Mid для настройки средних частот, тумблер Thick добавляет низких частот. Подсветка всех ручек, светодиод Jawel.
Педаль эффектов Orange Fur Coat
Педаль эффекта фуз для электрогитары. Основан на Foxx Tone Machine, схема на германиевых транзисторах. Ручки Volume, EQ, Fuzz и Octave, отключаемая аналоговая октава вверх. Холодный тип байпаса (True Bypass), металлический корпус.
Спасибо, что читаете New Style Sound. Подписывайтесь по почте или RSS-ленте и делитесь статьями с друзьями. Подробнее что такое RSS здесь ⇒ (читать).