Опубликовано: 11.10.2020  
Фузз (Fuzz)

Фузз (Fuzz)

Фузз (Fuzz ). Что это за эффект? Как он изменяет сигнал? Плюсы и минусы эффекта? Как узнать на слух? А также известные исполнители, примеры устройств.

Фузз (Fuzz)

Фузз (он же ФусФуз,  с английского Fuzz — Фаз) — популярный гитарный эффект, который является самым старым из дисторшинов. Расцвет этого эффекта пришёлся на 60-е годы прошлого века с появлением стиля называемого психоделическим роком.

 

Как изменяет fuzz сигнал?

Развитие электроакустической схемотехники породило целый класс устройств, намеренно вносящих в звуковой сигнал нелинейные искажения и таким образом насыщая спектр новыми компонентами, которые впоследствии прозвали словом drive.

Как уже говорилось самым ранним эффектом стал fuzz. А появился он благодаря инженерам-электроакустикам, предложившим устройство — триггерный преобразователь, которое превращало сигнал, близкий к однотональному, в меандр, колебание прямоугольной формы с той же частотой. При желании была возможность использовать фильтр нижних частот для смягчения звука, тогда форма сигнала приближалась уже к треугольной, а в спектре заметно снижался уровень высших гармоник.

Поясним рисунком ниже:

fuzz (2)

 

Пух…

Протяжённые звуки электрогитары становились при использование эффекта зудяще-скрипящими, как бы покрытыми какой-то шумовой оболочкой. И может именно поэтому тембральное качество, которое ассоциировалось с некой оболочкой в виде плотных слоёв пушинок, застилающих взгляд и появилось английское название такого специфичного звучания как  fuzz (пух).

 

Плюсы и минусы эффекта.

Триггерные устройства обеспечивали стабильную амплитуду выходного сигнала, даже если входной в некоторых пределах затухал, что свойственно гитарной струне. Таким образов fuzz «продлевал жизнь» струнного звука, что и было главной задачей гитаристов. Для этого следовало сильнее прижимать струну к ладовым порожкам гитарного грифа, чтобы снижать её демпфирование; использовать вибрато, самовозбуждение при положительной акустической обратной связи, держа инструмент около громкоговорителя, и т. п. Применяя эффект на гитаре можно было добиться звучаний, напоминавших, в зависимости от регистра, виолончель, трубу, скрипку, конечно, в нюансе не ниже fortissimo (очень громко).

Частоту сигналов прямоугольной формы с помощью несложной схемотехники можно было удваивать или делить пополам. Получалось простое октавное транспонирование, что способствовало ещё большому распространению триггерных устройств.

А теперь о минусах.

Упомянутое звукоизвлечение приходилось постоянно контролировать и на стадии перезаписи обращаться к такой обработке часто было нецелесообразно, если сказать безрезультатно.

Среди ещё важных неудобств для музыкантов было то, что невозможность применения обработки к уже записанному материалу (перезапись), обязывало артистов точно продумывать свои действия и много репетировать. Также сигнал, которых поступал от гитары на вход триггера, должен был обладать известной стерильностью. Неосторожные перемещения руки по грифу, небрежные снятия звука, случайные задевания соседних струн, — всё это немедленно превращалось в звуковую «грязь», равногромкую с исполняемой мелодической линией. Попытки применять fuzz к аккордовым звучаниям оказывались успешными только тогда, когда задумывалось создать ощущение ужаса и катастрофы. Даже октавные интервалы, столь характерные для гитарных партий, требовали при данной обработке идеальной звуковысотной настройки.

 

Как же узнать эффект fuzz?

По звучанию он больше напоминает колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, что-то наподобие рыхлого и колючего дисторшна.

Известным исполнителям, применявшим этот эффект является Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) с его известной примочкой Fuzz Face.

 

Примеры устройств:

Dunlop JHF1 Jimi Hendrix Fuzz Face DistortionHendrix Fuzz

Педаль эффектов BOSS FZ-5

boss_fz-5-1

Гитарная педаль эффекта «фузз» с классическими и современными вариантами звучания, позаимствованными у педалей Maestro FZ-1A, Fuzz Face и Octavia с соответственно тремя выбираемыми режимами звучания. Моделирование звука осуществляется по технологии COSM.

 

Педаль эффектов TC Electronic Rusty Fuzz

tc_electronic_rusty_fuzz1

Педаль эффекта фуз для электрогитары. Аналоговая схема на кремниевых транзисторах. Регуляторы Fuzz, Tone и Volume. Входные и выходные разъемы сверху прочного металлического корпуса. Мягкий ножной переключатель, холодный тип байпаса (True Bypass).

 

Педаль эффектов Fender The Pelt Fuzz Pedal

fender_the_pelt_fuzz_pedal1

Педаль эффекта фуз для электрогитары. Схема на кремниевых транзисторах, регулятор Fuzz отвечает за уровень искажений, Bloom за атаку звука. 3-позиционный свитч Mid для настройки средних частот, тумблер Thick добавляет низких частот. Подсветка всех ручек, светодиод Jawel.

 

Педаль эффектов Orange Fur Coat

orange_fur_coat1

Педаль эффекта фуз для электрогитары. Основан на Foxx Tone Machine, схема на германиевых транзисторах. Ручки Volume, EQ, Fuzz и Octave, отключаемая аналоговая октава вверх. Холодный тип байпаса (True Bypass), металлический корпус.

Спасибо, что читаете New Style SoundПодписывайтесь по почте или RSS-ленте и делитесь статьями с друзьями. Подробнее что такое RSS здесь ⇒ (читать).

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.