Эффект, который решил различные недостатки fuzz, о которых мы писали вот в этой статье ⇒ ФУЗЗ, стал его деликатный собрат overdrive (буквально: переутомление, перегрузка).
Что это за устройство — overdrive?
Это электронное устройство, по сути, представляет собой форсирующий усилитель с настолько большим коэффициентом передачи и низкой перегрузкой, что уже при игре в нюансе mezzo-forte (умеренно громко) не линейные искажения могут достигать 100 %, и прибор ведёт себя подобно триггерному преобразователю. Зато в pianissimo (очень тихо) звучание может быть вовсе не искажённым, и это делает данную обработку управляемой и гибкой.
Проще говоря если добавить гейна (gain) мощности, ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Поэтому можно сказать, что эффект овердрайва имитирует перегруз лампового усилителя.
Принцип действия
Звуковой эффект искажает сигнал путём его «мягкого» ограничения по амплитуде (фото ниже).
То есть верхушки сигнала (в данном случае синусоиды) обрезаются не ровной линией, а плавными скруглениями (soft clipping). Из-за такого «мягкого» ограничения выходной сигнал начинает искажаться пропорционально уровню входного сигнала. Что это даёт?
При применение овердрайв для обработки гитарного сигнала можно подчеркнуть динамику звучания. Кроме этого от силы удара по струнам будет меняться и искажение гитарного сигнала. Именно поэтому гитаристы часто используют данный эффект, так как он гибкий и управляемый, в отличие от fuzz и дисторшна.
Применение
При «живом» исполнение в основном употребляется для обработки гитарных сигналов
В студийной записи возможно намеренное искажение различных тембров: одноголосных звучаний, инструментальных, в том числе и вокала, чтобы добавить агрессии, отчаяния, коварства и т. п., а также добавить легкие хрипы и сипения встречающиеся в коммерческой музыке.
Возможности искажения ещё больше расширяются при предварительной подготовке музыкального материала (исключение призвуков, усиление атаки, конкретизация окончания, сжатие динамического диапазона)
Среди известных исполнителей, применяющих этот звуковой эффект можно выделить Стиви Рэй Вона (Stevie Ray Vaughan). Его фирменное звучание обязано использованию классического овердрайва Ibanez Tube Screamer.
Также можно выделить всем известного Эдди Ван Халена (Edward van Halen) и его звук характерно-лампового эффекта Overdrive, образованного с помощью Boss SD-1.
Сейчас педали позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные, в отличие от увеличения громкости и перегруза раньше.
Кроме уже упомянутых устройств Ibanez Tube Screamer, Boss SD-1, можно отметить также:
Еще интересный вариант естественного перегруза – это применение так называемых бустеров (booster). Его отличие в том, что он не вносит изменения в исходное звучание гитары, а сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, но делает его громче (нагруженнее).
В настоящее время успешную обработку звука можно производить цифровыми искажателями сигналов.
Цифровые overdrive
В цифровых устройствах — плагинах VST существует много вариантов и эмуляций различных искажений Overdrive.
Среди основных параметров в этих плагинах можно встретить следующие:
Drive — регулирует степень искажений
Balance, Mix, Dry/ Wet — соотношение выходного и обработанного сигналов в выходном миксе
Input, Output — уровень сигнала (входного, выходного).
Кроме этого:
Эквалайзер (2,3,4 — полосный). Пример 3-х полосного: Bass, Mid, High. Пример 4-х полосного: Low, Low Mid, High Mid, High. Возможность обрабатывать сигнал в каждой выбранной полосе.
Различные имитации, например имитация искажений сигнала в громкоговорителе.