Опубликовано: 13.06.2020  
Phase_Oscilloscope_Vectorscope

Стереогониометр — Phase Oscilloscope (Vectorscope)

Стереогониометр, или контрольный дисплей стереозвука, позволяет анализировать множество параметров звукового сигнала, в том числе фазовые соотношения между одноименными спектральными компонентами в разных каналах.

Стереогониометр — Phase Oscilloscope (Vectorscope)

В стереогониометре стереополе, присущее фонограмме, отображается наглядно, что позволяет судить о степени моносовместимости, а также о панорамировании источников звука и ширине стереополя. Вы смотрите на его экран, наблюдаете красивую переменчивую картинку и, зная, как примерно она должна выглядеть, делаете выводы. С технической точки зрения применение стереогониометра Phase Oscilloscope (Vectorscope) не составляет труда: открыли окно — и  смотрите. Вопрос в том, что можно здесь увидеть.

Конечно, чтобы лучше понимать работу этого устройства, нужно знать, что такое фигуры Лиссажу, как они получаются и какую информацию в себе несут. Но не вдаваясь в подробности скажем, что Фигурами Лиссажу называются траектории точки, одновременно совершающей гармонические колебания в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Траектория точки — замкнутая кривая, форма которой зависит от соотношений амплитуд, частот и начальных фаз колебаний.

 

Cтереогониометр. Принцип работы.

Для наглядности обратимся к следующей схеме:

ustrojstvo_Phase_Oscilloscope_Vectorscope

На рисунке видно, что на два входа прибора подаются сигналы левого (L) и правого (R) каналов. Суммарно-разностным преобразователем, выполняющим функцию, обратную функции стереодекодера радиоприемника, эти сигналы преобразуются в:

  • суммарный сигнал M = L + R (монофоническая компонента);
  • разностный сигнал S = L – R (стереофоническая компонента).

Усиленные сигналы подаются на пластины электронно-лучевой трубки: M — на вертикально-отклоняющие, а S — на горизонтально-отклоняющие. Так складываются колебательные движения светящейся точки экрана в двух взаимно перпендикулярных направлениях — в системе координат M/S (Mid/Side или Моно/Стерео), т. е. образуются фигуры Лиссажу.

Точно так же действует и виртуальный стереогониометр в режиме MS.

Рассмотрим работу стереогониометр в программе Samplitude. Кстати, в ней на вкладке окна Visualization Settings предусмотрено кроме MS еще три режима работы: LR, LRMS и Calibrate.

 

Cтереогониометр Samplitude. Режим LR.

В режиме LR на виртуальные отклоняющие пластины вместо суммарного и разностного сигналов подаются сигналы левого и правого каналов, а графики соответственно строятся в системе координат L/R (Левый/Правый). С точки зрения информативности такие способы отображения результатов измерения равноценны. Ведь между парой сигналов L и R, с одной стороны, и их суммой и разностью, с другой стороны, есть однозначная линейная связь. Изображения одного и того же процесса, полученные в двух системах координат, оказываются очень похожими друг на друга и отличаются, в основном, направлениями своих осей. Иными словами, пользователю предлагается выбрать более привычный вариант отображения результатов измерений.

 

Cтереогониометр Samplitude. Режим LRMS

LRMS_Phase_Oscilloscope_Vectorscope

Возможно, вам покажется удобным работать в третьем режиме — LRMS, потому что в нем, с одной стороны, естественным образом отображается направление на источник звука: если он находится в центре, то изображение ориентировано по вертикали, если справа — ось изображения наклонена вправо, если слева — влево. А, с другой стороны, наличие осей M и S позволяет оценивать соотношение моно- и стереокомпонент аудиосигнала.

 

Cтереогониометр. Примеры работы с анализатором.

Итак, чтобы освоить виртуальный стереогониометр, рассмотрим вид фигур Лиссажу для нескольких характерных случаев:

  1. На рисунке ниже (справа) представлена фигура Лиссажу (в данном случае — это вертикальная линия) для ситуации, когда сигналы присутствуют в обоих каналах, причем они равны: L = R
  2. На рисунке ниже (слева) представлена фигура Лиссажу (в данном случае — это горизонтальная линия) для ситуации, когда сигналы присутствуют в обоих каналах, но один из них инвертирован по отношению к другому, например, L = –R.

Phase_Oscilloscope_Vectorscope_1

  1. На рисунке ниже (вверху слева) представлена фигура Лиссажу (наклоненная влево линия) для ситуации, когда сигналы присутствуют в обоих каналах, но наблюдается разбалансировка уровней, панорама смещена влево: L > R .
  2. На рисунке ниже (вверху справа) представлена фигура Лиссажу (эллипс) для ситуации, когда амплитуды сигналов равны (|L| = |R|), но имеется разбалансировка фаз, = 30.
  3. На рисунке ниже (внизу слева) представлена фигура Лиссажу (наклоненный влево эллипс) для ситуации, когда амплитуды сигналов различны (|L| ≠ |R|, |L| >|R|) и имеется разбалансировка фаз, = 30.
  4. На рисунке ниже (внизу справа) представлена фигура Лиссажу (окружность) для ситуации, когда амплитуды сигналов равны (|L| = |R|), но имеется разбалансировка фаз, = 90.

Phase_Oscilloscope_Vectorscope_2

Приведём ещё пару примеров для наглядности:

  • На рисунке ниже (вверху слева) моносовместимая фонограмма с широким стереобразом;
  • На рисунке ниже (вверху справа) моносовместимая фонограмма с узким стереобразом;
  • На рисунке ниже (внизу слева) мононесовместимая фонограмма;
  • На рисунке ниже (внизу справа) панорама сдвинута вправо.

Phase_Oscilloscope_Vectorscope_3

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями New Style Sound.

RSS подписка
Подписаться на канал
Подписаться на канал

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.