Опубликовано: 13.06.2020  
Phase_Oscilloscope_Vectorscope

Стереогониометр — Phase Oscilloscope (Vectorscope)

Стереогониометр, или контрольный дисплей стереозвука, позволяет анализировать множество параметров звукового сигнала, в том числе фазовые соотношения между одноименными спектральными компонентами в разных каналах.

Стереогониометр — Phase Oscilloscope (Vectorscope)

В стереогониометре стереополе, присущее фонограмме, отображается наглядно, что позволяет судить о степени моносовместимости, а также о панорамировании источников звука и ширине стереополя. Вы смотрите на его экран, наблюдаете красивую переменчивую картинку и, зная, как примерно она должна выглядеть, делаете выводы. С технической точки зрения применение стереогониометра Phase Oscilloscope (Vectorscope) не составляет труда: открыли окно — и  смотрите. Вопрос в том, что можно здесь увидеть.

Конечно, чтобы лучше понимать работу этого устройства, нужно знать, что такое фигуры Лиссажу, как они получаются и какую информацию в себе несут. Но не вдаваясь в подробности скажем, что Фигурами Лиссажу называются траектории точки, одновременно совершающей гармонические колебания в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Траектория точки — замкнутая кривая, форма которой зависит от соотношений амплитуд, частот и начальных фаз колебаний.

 

Cтереогониометр. Принцип работы.

Для наглядности обратимся к следующей схеме:

ustrojstvo_Phase_Oscilloscope_Vectorscope

На рисунке видно, что на два входа прибора подаются сигналы левого (L) и правого (R) каналов. Суммарно-разностным преобразователем, выполняющим функцию, обратную функции стереодекодера радиоприемника, эти сигналы преобразуются в:

  • суммарный сигнал M = L + R (монофоническая компонента);
  • разностный сигнал S = L – R (стереофоническая компонента).

Усиленные сигналы подаются на пластины электронно-лучевой трубки: M — на вертикально-отклоняющие, а S — на горизонтально-отклоняющие. Так складываются колебательные движения светящейся точки экрана в двух взаимно перпендикулярных направлениях — в системе координат M/S (Mid/Side или Моно/Стерео), т. е. образуются фигуры Лиссажу.

Точно так же действует и виртуальный стереогониометр в режиме MS.

Рассмотрим работу стереогониометр в программе Samplitude. Кстати, в ней на вкладке окна Visualization Settings предусмотрено кроме MS еще три режима работы: LR, LRMS и Calibrate.

 

Cтереогониометр Samplitude. Режим LR.

В режиме LR на виртуальные отклоняющие пластины вместо суммарного и разностного сигналов подаются сигналы левого и правого каналов, а графики соответственно строятся в системе координат L/R (Левый/Правый). С точки зрения информативности такие способы отображения результатов измерения равноценны. Ведь между парой сигналов L и R, с одной стороны, и их суммой и разностью, с другой стороны, есть однозначная линейная связь. Изображения одного и того же процесса, полученные в двух системах координат, оказываются очень похожими друг на друга и отличаются, в основном, направлениями своих осей. Иными словами, пользователю предлагается выбрать более привычный вариант отображения результатов измерений.

 

Cтереогониометр Samplitude. Режим LRMS

LRMS_Phase_Oscilloscope_Vectorscope

Возможно, вам покажется удобным работать в третьем режиме — LRMS, потому что в нем, с одной стороны, естественным образом отображается направление на источник звука: если он находится в центре, то изображение ориентировано по вертикали, если справа — ось изображения наклонена вправо, если слева — влево. А, с другой стороны, наличие осей M и S позволяет оценивать соотношение моно- и стереокомпонент аудиосигнала.

 

Cтереогониометр. Примеры работы с анализатором.

Итак, чтобы освоить виртуальный стереогониометр, рассмотрим вид фигур Лиссажу для нескольких характерных случаев:

  1. На рисунке ниже (справа) представлена фигура Лиссажу (в данном случае — это вертикальная линия) для ситуации, когда сигналы присутствуют в обоих каналах, причем они равны: L = R
  2. На рисунке ниже (слева) представлена фигура Лиссажу (в данном случае — это горизонтальная линия) для ситуации, когда сигналы присутствуют в обоих каналах, но один из них инвертирован по отношению к другому, например, L = –R.

Phase_Oscilloscope_Vectorscope_1

  1. На рисунке ниже (вверху слева) представлена фигура Лиссажу (наклоненная влево линия) для ситуации, когда сигналы присутствуют в обоих каналах, но наблюдается разбалансировка уровней, панорама смещена влево: L > R .
  2. На рисунке ниже (вверху справа) представлена фигура Лиссажу (эллипс) для ситуации, когда амплитуды сигналов равны (|L| = |R|), но имеется разбалансировка фаз, = 30.
  3. На рисунке ниже (внизу слева) представлена фигура Лиссажу (наклоненный влево эллипс) для ситуации, когда амплитуды сигналов различны (|L| ≠ |R|, |L| >|R|) и имеется разбалансировка фаз, = 30.
  4. На рисунке ниже (внизу справа) представлена фигура Лиссажу (окружность) для ситуации, когда амплитуды сигналов равны (|L| = |R|), но имеется разбалансировка фаз, = 90.

Phase_Oscilloscope_Vectorscope_2

Приведём ещё пару примеров для наглядности:

  • На рисунке ниже (вверху слева) моносовместимая фонограмма с широким стереобразом;
  • На рисунке ниже (вверху справа) моносовместимая фонограмма с узким стереобразом;
  • На рисунке ниже (внизу слева) мононесовместимая фонограмма;
  • На рисунке ниже (внизу справа) панорама сдвинута вправо.

Phase_Oscilloscope_Vectorscope_3

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями New Style Sound.

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.