Опубликовано: 17.03.2021  
Mid-Side

MS техника («Mid-Side»)

5/5 - (18 голосов)

В настоящей статье поговорим об очень интересной технике MS или «Mid-Side», которая очень полезна как при записи, так и при сведении ваших проектов.

MS техника («Mid-Side»)

Материалы взяты в основном из известной книги Bob Katz «The Secret Of The Mastering Engineer»

До появления цифровых процессоров (плагинов), мастеринг-инженеры были ограничены по сравнению с тем, что можно реализовать сегодня. Но одна древняя техника до сих пор является невероятно мощной и  это MS (Mid-Side).

 

Что означает MS?

MS расшифровывается, как «Mid-Side» или «Моно-Стерео».

Если обращаться к микрофонному приёму, то звукорежиссёр использует направленность микрофона кардиоида, передненаправленный микрофон подключается к М моно каналу, а фигура 8, сторонненаправленный микрофон подключается к S или стерео каналу.

Простой декодер (такой, как аудио микшер) смешивает эти два канала, чтобы создать L (Left — левый) и R (Right — правый) выходы. Вот формула декодера:

  • M+S эквивалентно L
  • M-S эквивалентно R

 

А вот как декодировать в микшере?

  1. Назначаем M на фейдер 1, S на фейдер 2, оба параметра pan выставляем влево.
  2. Назначьте M на фейдер 3, S на фейдер 4, инвертируете полярность фейдера 4 («минус S»), панораму выставляем направо.

Чем больше M в миксе, тем больше монофоническим (центрированным) будет материал. Чем больше S, тем более пространным или диффузным будет материал. Если вы выключите M-канал, то вы не услышите фазы звука, содержащей много реверберации и инструментов на крайних позициях. Если вы выключите S-канал, вы будете в значительной степени слышать вокалиста; звук сжимается, теряется богатство и пространство.

Нет совершенного разделения между M и S каналами, но достаточно выполнить немного контроля над обычными 2-track. Это замечательно для работы над фильмом — кажущаяся дистанция и положение актера могут быть изменены простой манипуляцией с двумя фейдерами.

M-S техника не должна быть зарезервирована на специализированную miking-технику. Используя MS, мы можем разделить обычную стерео-запись на элементы в центре и на стороне, и потом обработать отдельно эти элементы.

 

Перейдём к MS в плагинах

MS — интересный прием, который уменьшает компромисы и увеличивает возможности мастеринга. Причём возможности ограничены только вашим воображением.

Многие плагины позволяют вам манипулировать стерео разделением, используя MS технику.

 

Несколько примеров использования MS на практике

  • Давайте возьмем стерео запись со слабым вокалом в центре. Сначала мы включим свое MS кодирующее устройство, которое разделяет сигнал на M и S. Затем мы уменьшим уровень S или увеличим уровень M. Потом декодируем этот сигнал на L и R. Отлично, вокальный уровень увеличивается, как бас (обычно) и любой другой центральный инструмент. В дополнение, стерео-ширина уменьшается, что не желательно. Но, по крайней мере, мы увеличили уровень вокала и сохранили себе день!

Но мы можем сделать гораздо больше, часто без такого слышимого компромисса.

  • Давайте возьмем нашу стерео-запись, кодируем ее в MS и сделаем раздельную эквализацию M и S каналов. Вот традиционный метод: подключаем выход MS кодировщика к двухканальному эквалайзеру. Канал один эквалайзера содержит M-канал, в котором содержится бóльшая часть вокала. Канал два содержит S-канал, в котором находится большинство ambience и сторонних инструментов. В M-канале эквалайзера мы можем немного усилить вокал увеличением (например) диапазона 250 Гц и, возможно, также присутствующего диапазона (5 кГц, например). Это поднимает центр вокала с немногим эффектом на другие инструменты, и низы стерео разделения почти неощутимы.
  • Кроме этого плагины позволяют также «перемешивать» («mix») этот материал. То есть увеличивая M-уровень (сокращая ширину) диапазона 250 Гц и/или 5 кГц, мы поднимаем центр вокала способом, очень похожим на традиционный метод, только без серьезного ухудшения изображения (imaging) других инструментов.
  • В дополнение к этому средству «перемешивания», в таких устройствах как spectral stereo imager можно сделать очень креативный контроль ширины, ограниченный только вашим воображением. Размажьте цимбалы без потери фокуса snare, уплотните изображение баса без потери стерео разделения других инструментов и т. д.
  • Ещё пример: вы все слышали микс, который отлично звучит, но вокал иногда немного уходит в глубину, когда громкость инструментов увеличивается. Мы пытаемся компрессировать весь микс или даже используем узкополосную компрессию вокального диапазона, но это ухудшает великолепный звук инструментов. MS компрессия может помочь нам изолировать компрессию центра канала… Но одной компрессией M-канала мы деликатно поднимаем уровень центра канала, когда сигналы становятся громче. Или, еще лучше, используйте мультиполосную MS компрессию, таким образом, бас (например) не подвергается нашей компрессией. Другими словами, компрессия только частот среднего диапазона только М-канала… Очень селективный и мощный процесс, только доступный сегодня в цифровом мире.
new style soundВ конце статьи небольшой совет: Большинство мастеринг-инженеров делают необработанные копии  музыки для будущего релиза с высоким разрешением. Если вы создаете субмастер (submaster), чтобы взять его в студию, делайте также необработанную версию, так как в звукозаписывающей студии могут иметь идею, отличную от вашей, как сделать вашу музыку яркой.

Спасибо, что читаете New Style Sound (RSS-лента). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS (читать). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.

RSS подписка
Подписаться на канал
Подписаться на канал

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.