Опубликовано: 12.02.2020  
основные параметры реверберации

Основные параметры ревербератора.

Для того чтобы понимать основные параметры ревербератора (и знать что крутить из этих настроек) необходимо узнать как образуется реверберация в реальных помещениях.

Основные параметры ревербератора.

new style soundСоветуем также прочитать основную статью (реверберация).

Реверберация в помещении

При рассмотрении акустического звука, можно выделить (с точки зрения нашего восприятия) его прямой источник и многочисленные отражения от ближайших поверхностей — преград. Графически это можно представить следующим образом: пусть в неком помещении (1) имеется источник сигнала (2) и слушатель (3).

графическое представление реверберации

Если подать короткий звуковой импульс, то в точке прослушивание приблизительно будет вот такая картина:

реверберация

Реверберация в цифровых устройствах

При настройки цифрового ревербератора все доступные параметры можно разделить на две основные группы:

  1. Ранние отражения Early Reflections
  2. Реверберация «хвост» (Reverb)

 

Ранние отражения Early Reflections

На рисунке ниже видно, что вначале к нам приходит прямой сигнал от источника звука, имеющий наибольшую интенсивность. Затем идут ранние или первичные отражения (Early Reflections) от стен, пола, потолка, имеющие меньшую интенсивность. Величина этот интенсивности зависит от пройденного расстояния и от поглощающих свойств материалов поверхностей. Поэтому параметр Early Reflections несёт информацию о размерах помещения, месте расположения исполнителя в нём (ближе, дальше). Сами сигналы претерпевают по пути к слушателю только одно отражение от поверхностей помещения. И именно они вносят основной вклад в пространственное ощущение акустики зала и повышают субъективную громкость звука.

процесс затухания звука в помещении

Вторичные отражения (Реверберация «хвост» — Reverb)

После подходят вторичные и многочисленные последующие отражения с быстро уменьшающейся интенсивностью. Эти звуки «переотражённые» от поверхностей (от одной стены, затем от другой, от третьей) меняют свою АЧХ (амплитудно-частотную характеристику), рассеиваются, их число увеличивается и затем эти отзвуки перестают восприниматься по отдельности и сливаются в плавно затухающий отзвук «хвост» — собственно реверберацию. Причём чем больше отражений принимает участие в создании реверберации, тем плотнее получается отзвук. В реальной ситуации звуковые импульсы обычно имеют протяженность большую, чем время прихода первых отражений, поэтому реверберация накладывается на исходный звук в процессе его звучания.

Основные параметры цифрового ревербератора

Итак, вот основные параметры, которые можно встретить в современных цифровых ревербераторах:

  • Balance (Dry/Wet) — параметр, отвечающий за соотношение прямого звука (Dry) и обработанного эффектом (Wet).
  • Gate Reverb — специальный тип «нелинейного» эффекта.
  • Density — плотность  Early Reflection (первичных) отражений, характеризует геометрию имитируемого помещения.
  • Diffusion — плотность  структуры  Early Reflection (первичных) отражений, отвечает за расплывчатость реверберации, при низких значениях ощущается подобие эха.
  • Early Reflection Level — уровень ранних отражений, соотносится с отражающими свойствами материалов помещения.
  • Er/Rev Balance — соотношение уровней Early Reflection (первичных) отражений и остатка реверберации «хвоста».
  • Feedback Level — уровень обратной связи.
  • High Cutналичие фильтра НЧ (эквалайзера). Делает более мягким тембр реверберации.
  • High Damp (LPF) — демпфирование высокочастотных составляющих спектра реверберации (иногда есть параметры раздельно регулирующие уровень и частоту). Основано на естественном эффекте быстрого затухания высокочастотного спектра звука в процессе акустической реверберации. Можно сказать, что в некоторой степени имитирует свойства материалов отражающих поверхностей помещения.
  • Livenessхарактер затухания Early Reflection (первичных) отражений, их огибающая.
  • Low Cutналичие фильтра ВЧ (эквалайзера).
  • Low Damp (HPF) — демпфирование низкочастотных составляющих спектра реверберации (иногда есть параметры раздельно регулирующие уровень и частоту).
  • PreDelay (Initial Delay) — интервал времени между приходом к слушателю прямого, необработанного сигнала, и моментом появления первого «отраженного» сигнала. Имитирует размеры помещения с учётом месторасположения слушателя.
  • Release Densityплотность отражений конечной фазы реверберации.
  • Reverb Delayпромежуток между ранними отражениями и «хвостом» реверберации. В некоторых процессорах отсчитывается относительно прямого сигнала, в других — относительно ранних отражений.
  • Reverb Send Level (Depth, Volume) — уровень реверберации. Основной параметр, управляющий глубиной эффекта.
  • Reverb Time (Decay) — время реверберации.
  • Shape (Early Type) — форма нарастания ранних отражений.
  • Size (Room Size, Hall Size, Height, Width, Depth) — размеры, объём имитируемого помещения; ширина Width, глубина Depth, высота Height.
  • Wall Varyгеометрия (неровности) отражающих поверхностей. При больших значениях придаёт реверберации более рассеянный характер.

В настоящее время широко распространены различные цифровые, в том числе программные VST ревербераторы, которые вы можете скачать на нашем сайте бесплатно.

Если не хочется сильно углубляться во все вышеперечисленные параметры, то в большинстве VST ревербераторах, которые есть на сайте, часто достаточно выбрать нужный пресет (размер помещения) и отрегулировать уровень Balance (Dry/Wet). Этого уже хватит, чтобы создать нужное акустическое пространство (на отдельном треке, группе, канале или мастер-шине).

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Похожие записи

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.