Опубликовано: 13.04.2019  
   

Процесс сведения и его особенности в производственной цепочке музыки. Часть 1.

Условно всё музыку, с которой приходиться работать (сводить) в студии, можно разделить на два вида: музыка, которая записана с помощью микрофонов «записанная музыка», «живая» и которая сделана только с помощью секвенсора (компьютерной программы для записи и редактирования музыки — DAW), т. е. «секвенсорная музыка», «электронная». Подчеркнём, что это довольно условное разделение, и смешение этих видов происходит довольно часто. Например, добавление миди-партий с электронными звуками в живую запись.

Итак, в чём же основные различия (с точки зрения сведения таких проектов)?

Записанная музыка

Вот как выглядит производственная цепочка «записанной музыки»:

Продюсеры проекта могут внести свой вклад на каждом из этих этапов, но в основном это касается аранжировки песни и записи материала. Каждый этап влияет на следующий за ним. При этом все они могут быть сделаны разными людьми.

Сведение сильно зависит как от аранжировки, так и от самой записи.

Например, аранжировка может включать только один ударный инструмент. К примеру, шейкер. Если он будет панорамирован в центр в загруженном миксе, то он, скорее всего, будет замаскирован другими инструментами. А если он будет находиться только справа или слева. То это может создать несбалансированное стереоизображение. Конечно, для звукоинженера было бы намного проще, если имелся бы второй ударный инструмент, скажем бубен. Тогда шейкер и бубен могут быть панорамированы влево и вправо соответственно.

Ещё один пример. Неправильное расположение микрофона на этапе записи может привести к отсутствию звучания «тела» корпуса у акустической гитары. Воссоздание этого пропавшего «тела» во время сведения — это задача не из лёгких.

Некоторые решения при записи, безусловно, влияют на решения при сведении.

Например, выбор стереофонического микрофонного приёма для оверхэдов ударной установки определяет локализацию и глубину барабанов в конечном миксе. Изменение этих аспектов во время сведения требует дополнительных усилий.

Инженеры по сведению, будучи отдельной организацией в производственной цепочке музыки, обычно часто сталкиваются с вышеупомянутыми проблемами аранжировки и записи музыкальных инструментов.

Существует такая сильная связь между аранжировкой, записями и микшированием, что на самом деле кажется необоснованным для продюсера или инженера звукозаписи не иметь опыта в микшировании. Хороший продюсер предвидит микс. Это огромное преимущество, если один человек помогает с аранжировкой, наблюдая за процессом записи и последующим сведением. И это гарантирует, что микс будет находиться под контролем на протяжении всего производственного процесса.

Далее хотелось бы сказать, что существует некоторое противоречие между стадией записи инструментов и сведением.

При записи, в основном главным является захват каждого отдельного инструмента настолько хорошо и качественно насколько это возможно.

На стадии смешивания необходимо комбинировать различные инструменты, и их индивидуальный звук может работать не совсем хорошо в контексте всего микса.

Например, бочка и бас могут звучать невероятно, когда каждый играет отдельно, но в сочетании они могут маскировать друг друга. Фильтрация баса может сделать его тоньше, но это будет работать в общем контексте.

Большая часть микширования включает в себя изменение записей в соответствии с микшированием — независимо от того, насколько хорошо инструменты были записаны.

 

Секвенсорная музыка

Процесс создания подобной музыки по своей природе очень отличается от «записанной музыки».

Выглядит он так:

В некотором смысле, написание песни, аранжировка и сведение — в целом рассматривается как производство. И здесь есть два важных нюанса, с точки зрения сведения.

Во-первых, современные DAW, на которых производится секвенсорная музыка, позволяют легко микшировать всё как угодно. При этом сам микс является неотъемлемой частью файла проекта, в отличие от консольного микса, который хранится отдельно от мультитрека.

Во-вторых, обычно выбираются сэмплы или новые звуки, при прослушивании с уже написанными партиями микса.  Эти звуки выбираются (иногда даже бессознательно) в зависимости от того, насколько хорошо они подходят в существующий материал.

Например, определённый пресет баса может быть отклонён, если он не читается в миксе, а ведущий синтезатор может быть выбран на основе реверберации, которая хорошо сочетается с имеющимся басом и т. п. Некоторые гармонии и мелодии могут быть с лёгкостью транспонированы, чтобы они лучше сочетались в миксе.

В итоге создание секвенсорной музыки уже изначально включает и процесс сведения.

На первый взгляд такой принцип написание трека может показаться очень удобным и естественным. Тем не менее возникает несколько проблем, которые типичны для такой музыки.

Во-первых, производители синтезаторов и издатели различных сэмплов библиотек часто добавляют реверберацию (или задержку) к своим пресетам, чтобы они звучали лучше.

Эти ревербераторы железно заключены в эти сэмплы и имеют ограниченную глубину, стерео изображение и частотный спектр. Всё это может плохо интегрироваться в микс.

В общем-то говоря, сухие синтезированные звуки и моно сэмплы дают больше возможностей во время микширования.

Во-вторых, производители иногда записывают сэмплы, привязывая его к определенному процессу сведения, который они применяют. Например, лимитирование малого барабана. И эта обработка не меняется и находится на всех сэмплах библиотеки. Кроме этого, очень часто обработка выполняется с использованием низкокачественных плагинов, за относительно короткое время и с очень малым внимания к тому, как такая обработка повлияет на общую «смесь». Плоская динамика из-за чрезмерного сжатия (компрессии) или пронзительные верхи — это только две проблемы, которые, возможно, должны быть исправлены во время стадии сведения подобных сэмплов.

Итак, мы познакомились с различными видами производственной цепочки музыки и рассмотрели некоторые особенности сведения музыки в каждом из этих видов. В следующей статье продолжим эту тему и поговорим подробнее о записи, расположение инструментов и их редактировании.

Спасибо, что читаете New Style Sound. (RSS-лента). Подписывайтесь и делитесь статьями с друзьями.

Похожие записи

Рассказать о New Style Sound друзьям:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.