Процесс сведения и его особенности в производственной цепочке музыки. Часть 2.
5/5(5 голосов )
Продолжая первую статью, в которой мы познакомились с различными видами производственной цепочки музыки и рассмотрели некоторые особенности сведения музыки в каждом из этих видов. Сегодня мы поговорим об особенностях записи, расположения инструментов в миксе и их редактировании на стадии сведения.
Запись
Говорят, что всё, что вам нужно, чтобы получить звуки убийственного барабана – это хорошая ударная установка в хорошей комнате, свежие скины, хороший барабанщик, хорошие микрофоны, хорошие предусилители, хорошие эквалайзеры, хорошие гейты, более приятные компрессоры и пара хороших ревербераторов.
Возьми только один из перечисленных вариантов при записи и вам наверняка, будет сложнее добиться этого убийственного звука, если вообще это будет реально.
Поэтому, конечно, качество записанного материала оказывает огромное влияние на стадию сведения.
Есть интересная поговорка у зарубежных звукорежиссеров: «Garbage in garbage out» — дословно мусор и мусор на выходе или можно перевести как: «Мусор на входе, мусор на выходе». Некачественные (ошибочные и т. п.) записи, если это возможно и насколько возможно, лучше исправлять на той же стадии записи. Ведь сегодня огромная конкуренция в производстве музыке и необходимо прикладывать все свои творческие возможности, чтобы звучание было коммерческим и интересным для слушателя.
Но что делать если у вас уже есть готовый материал (мультитрек, запись), присланная для сведения?
Опытные инженеры по микшированию могут подтвердить, что сведение может очень сильно улучшить плохие записи, и даже низкобюджетные записи могут превратиться в впечатляющий микс. Это, конечно, во многом зависит от количества времени потраченного на этот трек, от таланта и увлеченности этим музыкальным материалом инженером по сведению.
Не забывайте: «Мусор на входе, мусор на выходе». Тем не менее, многое можно подправить и сделать во время сведения.
Аранжировка и расположение инструментов в миксе.
Аранжировка (или инструментовка) во многом определяет, на каких инструментах играть, когда, что и как. Что касается стадии сведения, то наиболее важным фактором аранжировки или расположения инструментов в миксе является его плотность.
Разреженный микс потребует сведения, которое заполняет различные пробелы в частоте, в стерео и временных областях. Примером может служить аранжировка, основанная исключительно на акустической гитаре и одном вокальном треке. В таком случае роль инженера по сведению будет заключаться в создании чего-то из очень маленького.
С другой стороны аранжировка бывает сильно перегружена:
Здесь задача состоит в том, чтобы создать пространство в миксе для каждого инструмента. Это уже сложнее (из-за маскировки) выделять определенный инструмент или подчеркивать различные мелкие детали в перегруженном миксе.
Давайте рассмотрим несколько примеров сведения гитары и вокального трека (послушайте внимательно эти примеры и выделите для себя наиболее характерные особенности каждого из них) :
Polly
Nirvana. Nevermind [CD]. Geffen Records, 1991. Сведение Andy Wallace.
Exit Music (For a Film)
Radiohead. OK Computer [CD]. Parlophone, 1997. Сведение Nigel Godrich.
Hallelujah
Jeff Buckley. Grace [CD]. Columbia Records. 1994. Сведение Andy Wallace.
И Энди Уоллес (Polly), и Найджел Годрич (Exit Music) столкнулись с редкой аранжировкой, сделанной только из гитары и вокала. Каждый из них выбрал свой путь в сведении трека:
Уоллес (Polly) выбрал простую интимную смесь, с довольно сухим вокалом и небольшим стереорасширением для гитары. Годрич решил использовать доминирующую в треке реверберацию на гитаре и вокале. Тот же Энди Уоллес в» Аллилуйя» Джеффа Бакли выбрал уже другой вариант сведения. Это почти семи минутная песня с электрической гитарой и одним вокальным треком.
Продолжая говорить об аранжировки, следует сказать, что в мультитрек нередко включаются дополнительные инструментальные средства, такие как дубли, которые были записаны как пробные, чтобы потом была возможность дополнительного выбора во время микширования.
Например, можно, сделать восемь наложений одной и той же партии гитары. Это делают «с верой в то», что наложение восьми дублей одного и того же исполнения приведет к огромному звучанию. Хотя иногда, правильное микширование только двух треков из восьми может звучат намного лучше.
Бывают различные, даже можно сказать противоположные ситуации, когда, например, трек звучит минималистично и очень сложно создать богатый, динамичный микс. В таких случаях ничего не должно останавливать инженера по сведению от добавления дополнительных инструментов в микс – пока время, талант и возможность позволяют это, и клиент при этом утверждает эти дополнения.
Стоит помнить, что основной процесс сведения включает в себя как изменение, так и добавление звуков. Например, реверберация – это дополнительный звук, который занимает место на частотной, стерео и временной областях. Поэтому было бы совершенно правильно сказать, что её (реверберацию) может добавить к особенностям аранжировки. Некоторые производители принимают это во внимание «оставляя место для микса». Вспомните знаменитое вокальное эхо на Pink Floyd’s » Us and Them as such affair.»
Поэтому можно придерживаться и такой определенной философии: довольно простые аранжировки, которые затем становятся мощными. В таком случае сведение является доминирующим средством производства.
Поэтому не забывайте, что сведение может добавлять новые звуковые элементы в аранжировку.
Редактирование
Во многих проектах, которые не являются чисто секвенсорными, редактирование является заключительным этапом перед сведением.
Редактирование подразделяется на два типа: выборочное и корректирующее.
Выборочное редактирование в первую очередь касается выбора правильных дублей и упорядочивание музыкального материала по папкам, группам.
Корректирующее редактирование сделано для исправления плохого исполнения.
Любой, кто когда-либо сводил или продюсировал в студии, знает, что сессионные и профессиональные музыканты — это целое достояние.
Но по мере того, как технологии продвигаются вперед, позволяя исправлять исполнение, плохая работа становится все более приемлемой. Почему мы должны тратить деньги на вокальное обучение и студийное время, когда плагин может исправить вокал?
Кстати, более чем несколько аудио инженеров считают, что в последние годы восприятие широкой общественности сильно изменилось из-за чрезмерного использования питч-коррекции.
Коррекция барабанов также стала обычной практикой.
Корректирующее редактирование может быть сделано и чисто механически. Большинство барабанов могут быть квантованы по сетке с идеальной метроритмической точностью, и вокал можно сделать идеально звучащим по гармонии.
Хотя некоторые поп альбомы и имеют такие крайние правки, многие выступают всё-таки за более гуманный подход, который требует приемлемого исполнения при записи.
Некоторые утверждают, что чрезмерное исправление является незаконным по отношению к подлинным музыкальным ценностям.
Также стоит помнить, что корректирующее редактирование всегда влечет за собой некоторое изменение качества. Это уже тонкости профессии, но всё же аудиоинженеры гораздо более чувствительны к тонким деталям, чем большинство слушателей. Например, хорус на вокале Beyonce Crazy in Love, как известно, опаздывает и немного даже сбивает, но многие слушатели этого не замечают.
Спасибо, что читаете New Style Sound. (RSS-лента). Подписывайтесь и делитесь статьями с друзьями. А в следующей статье мы продолжим эту интересную тему и перейдём к практике, а именно с чего начать и как правильно подготовиться звукоинженеру к записи.