Опубликовано: 09.06.2019  
   

Сведение проекта. С чего начать? Часть 2.

Сегодня продолжим рассказывать о том с чего начать сведение проекта, и на что обратить внимание. Рассмотрим чем отличаются технические и художественные задачи, что из этих задач решать вначале; в каком порядке сводить материал и какие бывают подходы к сведению; отдельно рассмотрим вопрос последовательности сведения ударных.

Технические или художественные задачи?

Процесс смешивания включает в себя как технические, так и творческие задачи.

Технические задачи

Технические задачи обычно те, которые не влияют или незначительно влияют на звуки, или те, которые связаны с техническими проблемами исходного «сырого» материала. Они обычно требуют небольшой звуковой экспертизы.

Вот несколько примеров:

  • Организация рабочего пространства — проекты могут потребовать некоторого дополнительного ухода, иногда просто для нашего собственного удобства. Например, переименование файлов, удаление неиспользуемых файлов, консолидация (объединение), редактирование и т. д.
  • Нейтрализация (перезагрузка) пульта — аналоговые пульты желательно «нейтрализовать» в конце каждой сессии, но на практике это делается очень редко… Line gain и aux send это обычные «подозреваемые», которые впоследствии могут вызвать проблемы. Line gain может привести к несбалансированному стереоизображению или нежелательным искажениям. А aux send может привести к нежелательным сигналам, посылаемым на блоки эффектов.
  • Компоновка треков — организация порядка появления треков, чтобы их было удобно работать с ними. Например, создание всех фоновых вокалов или барабанных треков подряд по внешнему виду (цвет) или применение маркеров и т. п. Иногда треки организованы в том порядке, в котором они будут сведены, иногда самые важные дорожки размещены в центре. У разных инженеров по сведению разные предпочтения, которых они обычно придерживаются. Это обеспечивает более быструю навигацию вокруг микшера и быструю доступность того что нужно.
  • Проверка фазы — записанный материал может страдать от различных проблем фазы (об этом мы поговорим в следующих статьях). Фазовые проблемы могут иметь как небольшой, так и глубокий эффект на звуки, и поэтому важно с этим разобраться в начале процесса записи и сведения.
  • Создание аудио, миди, FX групп – установка любой логической структуры. Общие группы — барабаны, гитары, вокал и т. д.
  • Редактирование — любое редактирование или коррекция, которые могут потребоваться.
  • Очистка — многие записи требуют очистки нежелательных звуков, таких как гудение от гитарных усилителей. Очистка может также включать удаление посторонних звуков: отсчёт, разговоры музыканта, кашель и т. д. Эти нежелательные звуки часто фильтруются либо гейтом, созданием тишины или обрезкой этой области.
  • Восстановление — к сожалению, необработанные треки могут содержать шум, шипение, жужжание или щелчки. Они чаще встречаются в бюджетных записях, но также могут появляться из-за различных других проблем (подробнее здесь). Важно отметить, что щелчки могут быть видны, но не слышны. Он может стать слышимым, но неразборчиво, если он обрабатывается такими устройствами, как усилители или проигрывается через разные ЦАПы. Поэтому используйте профессиональные программы, такие как iZotope RX для решения этих проблем (щелчки можно увидеть визуально на спектрограмме и качественно удалить). Иногда бывает необходима небольшая «восстановительная» обработка, например, устранение шума. Для решения этих проблем также подойдёт iZotope RX, или можете использовать такие приборы как Noise Reduction, Noise Gate.

Творческие задачи

Творческие задачи — это те, с помощью которых мы создаем микс. Они могут включать в себя, к примеру:

  • Применение гейта для формирования тембра напольного тома
  • Настройка пресета реверберации, чтобы «подсластить» саксофон
  • Эквализация вокала, чтобы дать ему больше присутствия

Во время сведения у нас есть некоторый поток мыслей и действий. Творческий процесс, который включает множество различный задач, требует внимания и высокой степени концентрации. Любое техническое задание может отвлечь или сломать этот творческий поток.

Если при эквализации дабл-баса вы обнаружите, что треки сильно смещены относительно друг друга только в третьем припеве, то вы пожалеете, что не исправили это заранее. К тому моменту, когда вы всё это отредактируете, вы, возможно, уже отключитесь от процесса эквализации и от творческого процесса в целом. Потом может потребоваться некоторое время, чтобы вернуться к этому творческому настроению. Следовательно, полезно сначала решить все технические задачи, что освободит или так сказать «очистит путь» для творческого процесса без различных отвлекающих факторов.

Технические задачи могут нарушить весь творческий процесс, поэтому лучше их выполнить заранее.

 

Какие инструменты или в каком порядке сводить материал?

У каждого звукоинженера свой порядок, в котором он сводит разные инструменты. Некоторые не придерживаются одного и того же порядка, у них каждое сведение может быть в том порядке, в котором они считают наиболее подходящим для этого материала.

Приведём кратко общие подходы, их возможные достоинства и недостатки:

Последовательный подход

Мы прослушиваем несколько треков последовательно (немного 2 или 3) и изолировано друг от друга и сводим их. Затем постепенно микшируем остальные, постепенно добавляя их к уже сведённым.

Этот подход (разделяй и властвуй) позволяет нам сосредоточиться на отдельных элементах (или основах). Но опасность заключается в том, что чем больше треков будет введено, тем меньше может остаться места в миксе.

Несколько советов по порядку сведения при последовательном подходе:

  • Ритм, гармония, затем мелодия. Начинайте сведения ритм-треков в «изоляции» – (ударные, бит и бас), затем другие гармонические инструменты (ритм-гитары, пэды и клавишные) и, наконец, мелодические треки (вокал и сольные инструменты). Этот метод похож на тот, который применяется при записи в студии методом наложений. С одной стороны даже немного странно и не комфортно работать с барабанами, потом с вокалом без какой-либо гармонической поддержки, т. е. перескакивая сразу на вокал после ритм-секции. С другой, например, бессмысленно сводить орган перед вокальными лидами. Всё вариативно.
  • По степени важности. Дорожки микшируются по порядку и по степени важности. Так, например, микс в стиле хип-хоп начинают с ритма, а затем вводят вокал, потом все остальные треки. Преимущество такого подхода в том, что важные треки смешиваются на ранних стадиях, когда в миксе еще есть место и поэтому их можно сделать «больше». Наименее важные треки смешиваются последними в уже переполненном миксе, так как при их «уменьшении» размера меньше влияние на общее звучание всего трека.

Параллельный подход

Этот подход включает в себя поднятие всех фейдеров, настройку грубого баланса уровней, грубое панорамирование, а затем сведение отдельных инструментов в любом порядке, какой необходим. Преимущество такого подхода в том, что ничего не смешивается в изоляция.

Этот вариант хорошо работает с небольшими (по количеству музыкальных инструментов) аранжировками, но может быть проблематичным, если в миксе их много. Так как  может быть очень сложно сосредоточиться на отдельных элементах и даже создать ощущение общего микса на начальных этапах. Если объяснять проще, то это похоже на игру футбол с 8 мячами на поле.

Смешенный подход

Есть бесконечные вариации для каждого из этих подходов. Некоторые, например, начинают с сведения барабанов (ритмический костяк), затем переход на вокал (самое главное), затем создают оставшуюся «смесь» вокруг этих двух важных элементов.

Другой подход, когда в электронном миксе применяется сильное использование глубины трека. А процесс включает в себя сначала смешивание инструментов на переднем плане, затем добавление инструментов на заднем. И т. п.

Подходы к сведению ударных

Существуют также разные подходы к микшированию барабанов. Вот несколько примеров:

Overheads – оверхэды являются «референсом» для всех остальных ударных. Например, панорамирование рабочего может быть продиктовано положением оверхэдов. Изменения, которые мы вносим в оверхэды, могут повлиять на другие барабаны; так что в этом есть смысл, чтобы начинать сведение именно с них. Тем не менее, многие звукоинженеры предпочитают начинать с kick (бочки), затем переходят к snare рабочему  и только потом к оверхэдам. Иногда оверхэды оставляют и самыми последними, которые сводят в ударной установке.

Kick – самый распространенный ритм-элемент в большинстве треков. Бочка часто сводиться отдельно и вначале, перед любым другими ударными, а иногда даже перед оверхэдами. После kick, к нему может быть смикширован бас и только потом другие барабаны.

Snare – будучи вторым по важности элементом ритма в большинстве миксов, рабочий часто смешивается после бочки.

Toms – они играют не всегда (изредка), что делает их вклад несколько менее значимым в общее звучание барабанов. Тем не менее, их индивидуальное присутствие в треке может быть очень важно.

Cymbals (тарелки) – hi-hats, ride, crashes или любые другие тарелки могут иметь достаточно присутствия в звучание оверхэдов. Часто в таких случаях тарелки применяются для поддержки оверхэдов или для разнообразия в определённых разделах песни. Иногда эти треки вообще не микшируются.

Спасибо, что читаете New Style Sound (RSS-лента). Подписывайтесь и делитесь статьями с друзьями.

Продолжение (Сведение проекта. С чего начать? Часть 3).

Купить авиабилеты, билеты на поезд или автобус очень просто (произд). Простота, надежность и хорошая служба поддержки, которая ответит на все ваши вопросы.

Похожие записи

Рассказать о New Style Sound друзьям:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.