Опубликовано: 20.06.2019  
   

Сведение проекта. С чего начать? Часть 3.

В продолжении первых двух статей о том с чего начать сведение (1 часть; 2 часть), сегодня поговорим на следующие темы:  с какого раздела трека лучше начинать сведение проекта,  какие эффекты и обработки следует применять в первую очередь, какой бывает порядок действий при сведение, какие бывают подходы к сведению и в чём их отличие.

С какого раздела начать сведение?

За редким исключением, процесс сведения включает в себя отдельную работу над различными разделами. К таким (различным) разделам можно отнести те, в которых немного отличается аранжировка. Например, это припевы, которые более плотные по музыкальному материалу, чем куплеты.

Обычно инженеры по сведению зацикливают один раздел, сводят его, затем переходят к следующему разделу и работают над ним на основе уже сведённого материала.  Вопрос в том, с какого раздела мы начнем? Есть два подхода:

  • Хронологически — начиная с первого раздела (вступление) и постепенно продвигаясь к следующим разделам (куплет, припев). Такой порядок кажется вполне логичным, так как именно так музыка воспроизводится и записывается. Но, создавая после вступления в куплете богатый и сбалансированный микс, может оказаться очень мало места для новых инструментов в миксе, которые будут очень важны во время припева.
  • По степени важности — самый важный раздел песни микшируется первым, затем следуют менее важные разделы. Для записанного материала этот раздел обычно припев; для некоторых электронных миксов это его кульминация. Очень часто, эти самые важные разделы также являются и самыми загруженными.

 

Какие эффекты и обработки следует применять в первую очередь?

Стандартная последовательность

Стандартная последовательность применения обработок и эффектов (в чем отличия этих терминов: читай здесь) по порядку выглядит так:

Хотя, конечно, нет ничего плохого в том, чтобы не соблюдать этот порядок. Далее мы рассмотрим ещё несколько методов, которые включают и другой порядок. Однако в указанной выше последовательности есть некоторая логика.

  • Что касается фейдеров, то здесь всё понятно (черновой баланс).
  • Если мы пропустим панорамирование и будем сводить в моно, то мы потеряем размеры (ширину и глубину трека). Но с другой стороны маскировка наиболее явно проявляется именно в моно, поэтому некоторые звукоинженеры решают проблемы с ней путем эквализации и прослушиванием трека (партий) в моно. Решить проблемы маскировки можно и перед панорамированием, но чаще  это делается просто с помощью суммы стерео каналов в моно (любой плагин типа Stereo to mono; в некоторых программах он уже есть на фейдере трека).
  • Поскольку обработка заменяет оригинальный звук, она предшествует любым эффектам, которые потом добавляются к звуку (модуляции, задержка или реверберация).
  • Далее предполагается, что обработанный сигнал отправляется на различные эффекты. С необработанным сигналом могут потом возникнуть различные трудности.
  • По этой же причине, если необходимо использовать модуляции (тембровые, фазовые, амплитудные — woh-woh, vibrato, chorus, flanger, phasing), то лучше их применять до дилэя, иначе звук будет модулироваться с дилэем.
  • Наконец, так как реверберация это естественный эффект для нашего слуха, мы обычно хотим, чтобы после реверберации звук уже никак не обрабатывали; но обработанные ревербераторы это тоже своего рода интересный, творческий эффект.
  • Во многих случаях автоматизация является последним основным этапом в миксе.
  • Также следует сказать, что после всего сделанного самый последний этап сведения, обычно всегда включает в себя уточнения панорамирования и уровней.

 

Подход «dry–wet»

Существует также подход «dry–wet» (сухой-мокрый), при котором все дорожки сначала сводятся с использованием сухого (dry) звука. Применяются только первые три этапа (фейдеры, панорамирование, обработка), и только затем применяется (wet): модуляции, дилэй и реверберация.

Благодаря такому подходу, мы имеем дело со всеми существующими звуками в миксе без эффектов, что позволят освободить глубину трека и более свободно добавлять новые звуки в микс. Также без реверберации и дилэя, добавляя её уже на более поздней стадии, некоторым будет намного проще сводить трек.

Тем не менее, некоторые утверждают, что очень трудно получить реальное ощущение и понимание направления микса без глубины или атмосферы в треке.

 

Итерационный (повторяющийся) подход

Еще во времена двух-, четырех- и восьмидорожечных магнитофонов сведение было неотъемлемой частью процесса записи.

Например, инженеры раньше записывали ударные на шесть треков, затем смешивали и сокращали их до двух треков, а предыдущие шесть треков применяли для дополнительных наложений. Единственное, что ограничивало количество треков для записи, было накопление шума, который добавлялся при каждом новом наложении.

Тогда инженеры должны применять наложение снова и снова на протяжении всего процесса записи. Причём после того, как наложение произошло и новый материал уже был записан поверх предыдущей записи, уже не было возможности вернуться к оригинальному треку с барабанами.

Такой процесс требовал огромного перспективного планирования от инженеров. Они должны были что-то смешать с тем, что еще даже не было записано; воображение и опыт спасали.

Современные технологии позволяют сводить сотни треков.

Если проводить аналогию с перевода шести дорожек барабанов к двум, то можно обратиться к современным submix — дорожкам. Они тоже могут перевести, например, те же шесть треков в два.

Поясним, submixэто дорожки типа папок, которые помогают организовать рабочее пространство и объединить несколько звуковых дорожек, чтобы потом к ним можно было применить общую обработку, эффекты, автоматизацию.

Так вот, даже когда необходимо применение submix дорожек  (из-за нехватки каналов, ресурсов ПК и т. п.) оригинальные треки можно сколько хочешь раз заново загрузить и сделать каждый раз новый сабмикс. Это практически означает что все может быть изменено на любой стадии процесса сведения.

Гибкость, позволяющая вносить изменения в решения о смешивании в любой точке процесса сведения, является большим преимуществом, так как сведение является высоко коррелированным процессом.

Во-первых, существующий микс обычно нужно ретушировать во время сведения, чтобы приспособить его к новым добавляемым трекам. Например, независимо от того, насколько хорошо звучат барабаны, когда они смешаны в изоляции, внедрение искаженных гитар в микс может потребовать дополнительную обработку ударных (kick может потерять атаку, тарелки плохо читаются и т. д.).

Во-вторых, любая обработка звука может потребовать последующую обработку в другом месте. Например, при улучшении вокала путем усиления высоких частот эти высокие частоты могут задерживаться на хвосте реверберации нежелательным образом; таким образом, управление демпфированием на ревербераторе нужно будет отрегулировать. Эквализация может также заставить вокал казаться громче в миксе и поэтому может потребоваться настроить фейдер.

Поскольку смешивание является таким коррелированным процессом, то наибольшую выгоду можно извлечь применяя итеративный подход от грубого к точному. Сначала мы начинаем с грубой обработки, на которую тратим меньше времени, затем по мере продвижения микса мы улучшаем предыдущие решения по микшированию. Большая часть нашего внимания уделяется на поздних стадиях сведения, где принимаются самые тонкие решения.

Итеративный подход грубого смешивания.

 

Конечно, есть оправдание в попытках сделать все идеально до этих поздних стадий. Но то что идеально в какой-то момент, возможно, не будет идеальным позже.

Спасибо, что читаете New Style Sound (RSS-лента). Подписывайтесь и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS (читать).

Похожие записи

Рассказать о New Style Sound друзьям:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.