Опубликовано: 26.09.2019  
   

Фейзер (Phaser).

В этой статье рассмотрим фейзер (Phaser): что из себя представляет этот эффект, как работает, устройство, основные параметры, что такое стереофейзер, рассмотрим применение его в проектах и примеры аналоговых и цифровых устройств.

Фейзер

Phaser (фейзер) относят к эффектам, основанным на задержке сигнала. Так как в нём используется линия задержки с модуляцией. Но задержка в фейзере очень маленькая, которая сопоставима с периодом звукового колебания. Поэтому говорят не о задержке копий звукового сигнала во времени, а о разности фаз.

Таким образом, Phaser (фейзер) представляет из себя звуковой эффект, который изменяет фазу выходного сигнала по отношению ко входному. Изменения происходят циклически и модулируются в диапазоне не менее ± 60°. Именно поэтому фейзер называют фазовращателем.

Также ещё одно популярное название фейзера это фазовое вибрато. Вибрато подразумевает периодическое изменение одного из параметров звукового колебания (амплитуды, частоты или фазы). Поэтому и имеются следующие разновидности: амплитудное, частотное, тембровое, фазовое вибрато.

В данном случае происходит периодическое изменение фазы звукового колебания. Следовательно, это вибрато фазовое.

Суть эффекта

Белый шум, обработанный фейзером

Фейзер обрабатывает сигнал фильтрами (цепочкой фазовращателей, обычно 6-12 штук), которые создают в частотном спектре сигнала серии подъёмов и спадов, управляемые (LFO) генератором низкочастотного сигнала. При этом каждый из фазовращателей использует своё, отличное от другого, время задержки, что также обогащает спектр.

Все пики и провалы не статичны и варьируются в течении времени, что и создаёт (особенно в стерео) своеобразное звучание, круговой (sweeping) эффект.

В итоге звук приобретает переливчатость, неопределённость, с точки зрения его расположения в фонограмме, вроде бы это похоже на амплитудное вибрато, но без изменения громкости, вроде бы высотное вибрато, но без ощущения pitch и т. п.

Поэкспериментируйте и определите свои ощущения от обработки звука этим эффектом.

Как работает Фейзер

Звук, обрабатываемый фейзером, разделяется на два сигнала. Один исходный, другой проходит через фазовые фильтры.

Обрабатываемый звук не меняет частоту и амплитуду, изменяется только фаза, на определённой частоте.

Здесь следует отметить, что каждая частота имеет собственный период колебания, и даже одинаковое время задержки даёт различные фазовые сдвиги на этих частотах. А мы как выяснили выше, у фазовращателей время задержки у каждого своё. Поэтому величина изменения фазы сильно зависит от той частоты, на которой происходит изменение.

После происходит объёдинение исходного и обработанного сигналов. Учитывая, что оба сигнала по отношению к друг другу находятся в противофазе, начинается взаимоуничтожение, которое приводит к изменению спектра сигнала (пики и провалы).  Ручкой balance, mix — происходит регулировка глубины эффекта. Максимальная глубина достигается уже при отношении 50 %.

Фейзер схож с хорусом и с флэнжером, так как основан на задержке сигнала. Но у него задержка очень мала (в пределах одной фазы колебания) и зависит от частоты. В отличие от хоруса и флэнжера, где задержка может регулироваться (чаще в пределах 0 — 20 мс).

Устройство

Стандартный фейзер использует цепочку фазовращателей. В которых у сигнала изменяется только фаза. Слух человека не сильно к ней чувствителен, но при складывание исходного и обработанного сигнала изменения в звуке становятся заметными.

Структура фейзера изображена ниже:

Фазовые фильтры (их набор) обычно называют каскадом, по англ. stages. Их может быть различное количество. В аналоговых от 4 до 12 . В цифровых 32 и более.

От количества фильтров зависит сколько будет подъёмов и спадов в спектре. Считается это по формуле n / 2. Например, 12- каскадный фейзер даст 6 пиков. (12/2= 6).

Как и во всех устройствах, основанных на задержки сигнала, в фейзере применяется feedback (обратная связь), которая усиливает данный эффект. Основная разница в том, что максимумы с feedback четче и острее. Это изменения влияют на характер звучания.

 

Стереофейзер

Представляет собой два идентичных фейзера с различным фазовым сдвигом на 90°.

 

Параметры Фейзера

Наиболее распространённые параметры в плагинах следующие:

  • Depth — глубина или диапазон времени задержки
  • Speed, rate — скорость изменения звука «плавания». Управляется LFO — генератором низкочастотного сигнала.
  • LFO waveform — форма волны генератора низкой частоты (LFO): (sin) синусоидальная, (triangle) треугольная, (log) логарифмическая
  • Balance, mix — соотношение необработанного и обработанного сигналов.

 

Применение

  • Фейзер необходим, когда нужно намеренно исказить натуральное звучание человеческой речи или музыкального инструмента в художественных целях. Например, добавить «искусственности, электронности» человеческой речи. Этот эффект очень часто применяется в кино и телевидение. Вспомните персонаж C-3PO из к/ф «Звёздные войны». Это сделано с помощью фейзера. Подобные эффекты можно ещё создать вокодером, но о нём мы поговорим в следующих статьях.
  • Фейзер применяют электрогитаристы в миксе с другими эффектами и обработками. Например, Эдди ван Хален (Eddie Van Halen)

  • Очень интересно звучит этот эффект на клавишных инструментах. В частности, родес, клавинет. Они приобретают некую «текучесть» в звучание.
  • На различных фактурных заполнениях, педалях, лидах, background звук приобретает азимутальную неопределённость в стерео.

 

Примеры устройств

Фейзеры бывают аналоговые и цифровые (в железе и VST).

Вот несколько примеров примочек:

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Похожие записи

Рассказать о New Style Sound друзьям:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.