Опубликовано: 26.09.2019  
phaser_fejzer

Фейзер (Phaser).

В этой статье рассмотрим фейзер (Phaser): что из себя представляет этот эффект, как работает, устройство, основные параметры, что такое стереофейзер, рассмотрим применение его в проектах и примеры аналоговых и цифровых устройств.

Фейзер

Phaser (фейзер) относят к эффектам, основанным на задержке сигнала. Так как в нём используется линия задержки с модуляцией. Но задержка в фейзере очень маленькая, которая сопоставима с периодом звукового колебания. Поэтому говорят не о задержке копий звукового сигнала во времени, а о разности фаз.

Таким образом, Phaser (фейзер) представляет из себя звуковой эффект, который изменяет фазу выходного сигнала по отношению ко входному. Изменения происходят циклически и модулируются в диапазоне не менее ± 60°. Именно поэтому фейзер называют фазовращателем.

Также ещё одно популярное название фейзера это фазовое вибрато. Вибрато подразумевает периодическое изменение одного из параметров звукового колебания (амплитуды, частоты или фазы). Поэтому и имеются следующие разновидности: амплитудное, частотное, тембровое, фазовое вибрато.

В данном случае происходит периодическое изменение фазы звукового колебания. Следовательно, это вибрато фазовое.

Суть эффекта

Белый шум, обработанный фейзером

Фейзер (Phaser).

Фейзер обрабатывает сигнал фильтрами (цепочкой фазовращателей, обычно 6-12 штук), которые создают в частотном спектре сигнала серии подъёмов и спадов, управляемые (LFO) генератором низкочастотного сигнала. При этом каждый из фазовращателей использует своё, отличное от другого, время задержки, что также обогащает спектр.

Все пики и провалы не статичны и варьируются в течении времени, что и создаёт (особенно в стерео) своеобразное звучание, круговой (sweeping) эффект.

В итоге звук приобретает переливчатость, неопределённость, с точки зрения его расположения в фонограмме, вроде бы это похоже на амплитудное вибрато, но без изменения громкости, вроде бы высотное вибрато, но без ощущения pitch и т. п.

Поэкспериментируйте и определите свои ощущения от обработки звука этим эффектом.

Как работает Фейзер

Звук, обрабатываемый фейзером, разделяется на два сигнала. Один исходный, другой проходит через фазовые фильтры.

Обрабатываемый звук не меняет частоту и амплитуду, изменяется только фаза, на определённой частоте.

Здесь следует отметить, что каждая частота имеет собственный период колебания, и даже одинаковое время задержки даёт различные фазовые сдвиги на этих частотах. А мы как выяснили выше, у фазовращателей время задержки у каждого своё. Поэтому величина изменения фазы сильно зависит от той частоты, на которой происходит изменение.

После происходит объёдинение исходного и обработанного сигналов. Учитывая, что оба сигнала по отношению к друг другу находятся в противофазе, начинается взаимоуничтожение, которое приводит к изменению спектра сигнала (пики и провалы).  Ручкой balance, mix — происходит регулировка глубины эффекта. Максимальная глубина достигается уже при отношении 50 %.

Фейзер схож с хорусом и с флэнжером, так как основан на задержке сигнала. Но у него задержка очень мала (в пределах одной фазы колебания) и зависит от частоты. В отличие от хоруса и флэнжера, где задержка может регулироваться (чаще в пределах 0 — 20 мс).

Устройство

Стандартный фейзер использует цепочку фазовращателей. В которых у сигнала изменяется только фаза. Слух человека не сильно к ней чувствителен, но при складывание исходного и обработанного сигнала изменения в звуке становятся заметными.

Структура фейзера изображена ниже:

Фейзер (Phaser).

Фазовые фильтры (их набор) обычно называют каскадом, по англ. stages. Их может быть различное количество. В аналоговых от 4 до 12 . В цифровых 32 и более.

От количества фильтров зависит сколько будет подъёмов и спадов в спектре. Считается это по формуле n / 2. Например, 12- каскадный фейзер даст 6 пиков. (12/2= 6).

Как и во всех устройствах, основанных на задержки сигнала, в фейзере применяется feedback (обратная связь), которая усиливает данный эффект. Основная разница в том, что максимумы с feedback четче и острее. Это изменения влияют на характер звучания.

 

Стереофейзер

Представляет собой два идентичных фейзера с различным фазовым сдвигом на 90°.

 

Параметры Фейзера

Наиболее распространённые параметры в плагинах следующие:

  • Depth — глубина или диапазон времени задержки
  • Speed, rate — скорость изменения звука «плавания». Управляется LFO — генератором низкочастотного сигнала.
  • LFO waveform — форма волны генератора низкой частоты (LFO): (sin) синусоидальная, (triangle) треугольная, (log) логарифмическая
  • Balance, mix — соотношение необработанного и обработанного сигналов.

Применение

  • Фейзер необходим, когда нужно намеренно исказить натуральное звучание человеческой речи или музыкального инструмента в художественных целях. Например, добавить «искусственности, электронности» человеческой речи. Этот эффект очень часто применяется в кино и телевидение. Вспомните персонаж C-3PO из к/ф «Звёздные войны». Это сделано с помощью фейзера. Подобные эффекты можно ещё создать вокодером, но о нём мы поговорим в следующих статьях.
  • Фейзер применяют электрогитаристы в миксе с другими эффектами и обработками. Например, Эдди ван Хален (Eddie Van Halen)

  • Очень интересно звучит этот эффект на клавишных инструментах. В частности, родес, клавинет. Они приобретают некую «текучесть» в звучание.
  • На различных фактурных заполнениях, педалях, лидах, background звук приобретает азимутальную неопределённость в стерео.

Примеры устройств

Фейзеры бывают аналоговые и цифровые (в железе и VST).

WARM AUDIO WA-JP

Фейзер (Phaser).

 

Вот несколько примеров примочек:

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

RSS подписка
Подписаться
Треки
Треки
Подписаться на канал
Подписаться на канал

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.