Опубликовано: 06.04.2020  
Ленточный, магнитный ревербератор

Ленточный, магнитный ревербератор (Tape delay).

В этой статье продолжим рассматривать различные виды ревербераторов. И сегодня поговорим о ленточном (магнитном, магнитофонном) ревербераторе, который в плагинах можно встретить под названием Tape delay, Multi tape delay.

Ленточный, магнитный ревербератор (Tape delay)

Развитие техники звукозаписи привело к мысли, что можно применить магнитофон в качестве ревербератора в системе искусственной реверберации. Для этого нужен был магнитофон специальной конструкции. В нём должно было быть несколько воспроизводящих головок, расположенных после записывающей. Каждая из этих головок создавала эхо-сигналы с запаздыванием (delay), равным времени пробега звуконосителя от записывающей головки до воспроизводящей.

Кроме этого была и стирающая головка, которая помещалась между последней воспроизводящей и записывающей головками. Это позволило применять кольцевой звуконоситель (магнитную ленту).

Первым ревербератором такого типа был построен В. С. Казанским в 1932 году. В нём звуконоситель представлял собой кольцо из стальной ленты. Но несовершенство магнитной записи в то время не позволило использовать это устройство в практических целях.

 

Магнитный ревербератор. Идея устройства.

Создание небольшого числа эхо-сигналов, накладываемых затем на прямой сигнал, ещё не может создать подлинной иллюзии реверберирующего звучания. Этот эффект скорее всего воспринимается как эффект расширения пространства источников сигнала. Иллюзия звучания в реверберирующем помещении достигается лишь при условии, что эхо-сигналы образуют бесконечную последовательность с постепенным понижением уровня по мере нарастания запаздывания. Такая последовательность легко может быть создана за счёт обратной связи, снимаемой с последней воспроизводящей головки.

Идею устройства может пояснить следующий рисунок:

Устройство магнитного ревербератора

На рисунке видно, что записанный сигнал после его воспроизведения поступает как на выход схемы, так и в цепь обратной связи, через которую запаздывающий эхо-сигнал подводится с уменьшенным уровнем к записывающей головке и снова записывается.

В итоге получается следующая последовательность эхо-сигналов на выходе ревербератора:

Последовательность эхо-сигналов на выходе ревербератора

 

 

Магнитный ревербератор. Схема и принцип работы.

 

Блок — схема магнитного ревербератора

Приведём схему магнитного ревербератора, разработанного Институтом звукозаписи в Москве:

Блок-схема магнитного ревербератора

new style soundЗ — головка записи; В1; В2, … — воспроизводящие головки; С — стирающая головка; УЗ — усилитель записи; ГС — генератор стирания; РПС — регулятор прямого сигнала; РВР — регулятор реверберирующего сигнала; УВ1, УВ2, — усилители воспроизведения; П1, П2, П3 — катодные повторители; Фн, Фв — фильтры (высоких, низких частот).

 

Принцип работы магнитного ревербератора

В этом устройстве используется магнитная лента в замкнутом кольце. Блок головок содержит: записывающую, 5 воспроизводящих и одну стирающую головку. Сигнал, ответвляемый через повторитель от прямого сигнала, поступает после усиления на записывающую головку. Эхо-сигналы, снимаемые с первых 4-х воспроизводящих головок, подаются на общий вход усилителя воспроизведения. Эхо-сигнал с пятой головки усиливается, отдельным усилителем, выход которого через повторитель в цепи обратной связи связывается со входом усилителя записи.

Регулировка времени искусственной реверберации осуществляется пятью механически связанными между собой ступенчатыми потенциометрами (регуляторы напряжения), которые согласованно понижают уровень в цепях воспроизводящих головок на величину пропорциональную времени запаздывания,  с таким расчётом чтобы уровни эхо-сигналов убывали во времени по линейному закону.

Убывание эхо-сигналов по линейному закону

При возрастании разности уровней соседних эхо-сигналов скорость убывания уровня увеличивается, а время искусственной реверберации уменьшается. Регулировка уровня реверберирующего сигнала, получаемого в результате сложения всех эхо-сигналов, выполняется двумя связанными потенциометрами в выходных цепях усилителей воспроизведения. Уровень прямого сигнала регулируется отдельно на входной стороне повторителя в прямом канале. Фильтры на выходе позволяют регулировать тембр реверберирующего сигнала путём срезания нижних или верхних частот.

По такому принципу работают все другие аппараты искусственной реверберации с использованием магнитной записи.

 

Магнитный ревербератор. Плюсы и минусы.

Достоинства

К достоинствам магнитного ревербератора нужно отнести:

  • наличие двух видов регулировки получаемого эффекта
  1. Изменение времени искусственной реверберации
  2. Изменение уровня подмешиваемого сигнала
  • компактность аппаратуры (на то время)
  • по сравнению с эхо-камерой относительно невысокая стоимость (на то время)

 

Недостатки

Существенным недостатком является то,  что искусственная реверберация является регенеративной, то есть получается благодаря обратной связи. Не вдаваясь в подробности в анализ работы ревербератора и воспроизводящих головок, отметим, что выбор среднего интервала времени между соседними эхо-сигналами приходится делать с учётом двух взаимно-противоречивых требований.  Если интервал велик, то отзвук сигнала происходит с амплитудной модуляцией, обусловленной ощутимыми разрывами эхо-синалов во времени. Для устранения этого эффекта нужно сближать воспроизводящие головки, сокращая разрывы и добиваясь плавного снижения уровня. Однако при этом пики и провалы частотной характеристики петли обратной связи отодвигаются друг от друга на шкале частот.

С другой стороны при малых значениях временного сдвига и больших частотных интервалах отзвук обретает тональную окраску, обусловленных точной повторяемостью запаздывающих сигналов. Причём эта тональная окраска становиться более заметнее и неприятнее, чем больше время реверберации.

Ещё одним недостатком магнитного ревербератора является то, что временная структура последовательности создаваемых устройством эхо-сигналов существенно отличается от той, которая соответствует нормальной реверберации в закрытом помещении и характеризуется быстрым уплотнением эхо-сигналов по мере нарастания запаздывания. Конечно, эту проблему пытались решить с помощью устройств с бóльшим числом головок и несколькими обратными связями. Но эти результаты не окупались (усложнение аппаратуры приводили к сильному её удорожанию).

 

О времени реверберации в магнитных ревербераторах

Воспроизводящие головки в устройстве размещают на неравных расстояниях друг от друга. А средний временной сдвиг соседних эхо-сигналов стремятся подобрать так, чтобы найти более или менее удовлетворительный компромисс между устранением амплитудной модуляции и необходимостью избежать эффект тонального окрашивания.

В ревербераторе указанном на схеме выше выбрано значение 50 мсек. А в целом в магнитных ревербераторах обычно есть возможность изменять время реверберации от 0,5 до 5 с. Более высокие значения времени реверберации могут приводить к появлению генерации из-за обратной связи.

 

Применение

Возможности использования в любительских условиях магнитных ревербераторов весьма невелики. Это устройство было бы очень полезно использовать при записи певца поп-группы или медных духовых инструментов, чтобы добиться наполненного, сочного звучания последних. Однако его применение в значительной степени ограничивается тем, что эхо-сигналы всё-таки дискретны (нет диффузии, повторы могут быть чётко различимы на слух), а также эхо-сигналы вводятся в равных процентных отношениях и в звучание всех остальных инструментов.

Также магнитный ревербератор может применяться для речевых передач и в случаях создания эффекта от действия шумов в гулком помещении.

 

Примеры

Интересный образец советского музпрома. Ламповый прибор — МЭЗ-45. Весит очень много, где-то под 100 кг!

 МЭЗ 45

МЭЗ 45

МЭЗ 45

А вот ещё один образец (Ленточный ревербератор Эхо 1983). На этом видео (для тех кто не очень понял принцип действия магнитного ревербератора) можно разобраться как работает устройство:

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

RSS подписка
Подписаться
Треки
Треки
Подписаться на канал
Подписаться на канал

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.