Опубликовано: 21.04.2020  
Пружинный ревербератор.

Пружинный ревербератор (Spring Reverb).

В этой статье рассмотрим пружинный ревербератор (Spring Reverb). А именно: схему устройства, принцип работы, достоинства и недостатки устройства, применение, примеры гитарных комбоусилителей, педалей, плагинов.

Spring Reverb — пружинный ревербератор.

Пружинный ревербератор во многом схож с листовым (пластинчатым) ревербератором. Но отличается тем, что в нём вместо стального листа используется одна или несколько пружин, по которым и проходит звуковой сигнал. А специальный преобразователь захватывает эти колебательные отражения с металлической пружины.

Одно из первых устройств такого типа было изобретено Лоренсом Хэммондом в 1930-х. Хотя Лоренс более известен своим  – электроорганом Hammond.

hammond

 

Схема устройства

Пружинный ревербератор. Схема устройства

new style soundСхема пружинного ревербератора включает: У1; У2 — усилитель; Д — датчик; ∆t — пружина; Приёмник.

 

Пружинный ревербератор. Принцип работы.

Основой пружинного ревербератора является линия задержки, в которой имеется два преобразователя. Первый – датчик (передатчик механических колебаний, пребразованных из электрического сигнала). Второй — приёмник механических колебаний (преобразует механические сигналы обратно в электрический сигнал). Между этими датчиками находится натянутая цилиндрическая пружина (проводник колебаний). Подробнее смотрите фото выше (схема устройства). Причём чем длиннее пружина тем сильнее эффект, а чем пружина более жесткая тем более чёткий, сильный сигнал на выходе.

Сам процесс работы ревербератора происходит следующим образом. Входной сигнал усиливается усилителем У1. Затем подвижной элемент датчик Д преобразует сигнал в колебательные движения крутильного типа, которые передаются пружине. Эта механическая волна распространяется по пружине и доходит до приёмника через определённый временной промежуток, который зависит от скорости распространения колебаний в пружине и её длины. После этого волна отражается от приемного конца пружины и возвращается к датчику, затем снова к приемнику и т. д., постепенно затухая.

Принцип работы легко понять, посмотрев видео ниже:

 

О времени реверберации.

Первый эхо-сигнал в пружинной линии задерживается на время ∆t, а следующие за ним эхо-сигналы сдвинуты во времени один относительно другого на 2∆t.

Пружинный ревербератор. Время реверберации

Пики на частотной характеристике коэффициента передачи ревербератора располагаются с интервалом 1/2∆t, Гц.

Пружинный ревербератор. Частотная характеристика

Что касается времени искусственной реверберации в пружинном ревербераторе, то на верхних частотах оно относительно мало и не превышает обычно 2 с; с понижением частоты оно постепенно увеличивается, достигая иногда 6 — 8 с.

 

Пружинный ревербератор. Плюсы и минусы.

Достоинства

  • Пружинному ревербератору не нужны динамики и микрофоны, так как сигнал с пружины сразу попадает на выход. За счёт этого такие устройства намного компактнее, чем пластинчатые ревербераторы.
  • Простота конструкции. Не удивительно, что но она до сих пор используется в гитарных комбиках из-за своей дешевизны и компактности.
  • Звук в миксе с исходным сигналом напоминает естественную реверберацию, но также имеет некоторый специфичный отзвук.

 

Недостатки

  • Пружина воспринимает любые колебания воздуха и пола
  • Между акустической системой и пружиной существует практически неустранимая обратная связь
  • Звук имеет ярко выраженную «металлическую» окраску
  • Создание искусственной реверберации на верхних звуковых частотах часто неприятно для слуха
  • Увеличение же времени реверберации на нижних частотах ухудшает четкость и разборчивость звучания

 

Применение

Пружинный ревербератор используется как встраиваемый эффект в различные установки, так и как самостоятельное устройство. Наиболее часто пружинный ревербератор можно встретить в гитарных комбоусилителях.

Конечно, при современном развитие цифровой техники необходимость в пружинных ревербераторах отпала. Но есть отрасли, которые отличаются своей консервативностью.

Дело в том, что пружинная реверберация отличается ярким и запоминающимся звучанием. И особенно распространена она была в 1960-е, в очень популярном на то время музыкальном направлении сёрф-музыка (сырой грязный рок-саунд). Характерное звучание такой реверберации можно услышать в композиции Дика Дейла «Misirlou», также можно послушать Beach Boys, Black Angels.

Вот ещё пример:

И до сих пор исполнители на гитаре любят специфичный звук этого ревербератора. В основном поэтому сегодня пружинные ревербераторы пользуются популярностью только в гитарных комбоусилителях и в плагинах, в виде эмуляции различных устройств для придания интересного звучания в треке.

 

 

Примеры

Одним из ярких примеров пружинных ревербераторов являются устройства фирмы AKG. Например, AKG BX15 spring reverb

А также, AKG BX 20 reverb.  Представленный в конце 1960-х годов, ревербератор AKG BX 20 стал рекордным для уважаемых инженеров AKG. Гениальная сборка механических и электронных компонентов, BX 20 предлагает великолепную глубину и цвет пружинной реверберации без каких-либо ограничений. Ссылка на Плагин AKG BX 20 Spring Reverb

Кроме AKG многие музыканты (особенно гитаристы) ценят усилители Fender 6G15. Благодаря плотному и насыщенному характеру, идеально сочетающемуся с исходным сигналом, реверберация Fender считается многими музыкантами и звукорежиссерами эталоном при обработке гитары даже в наши дни.

В чём же особенности Fender 6G15?

  • Во-первых, в нём есть преамп, который окрашивает звук.
  • Во-вторых, звук получается очень яркий и «сырой». Некоторые описывают звук этого устройства как wet (влажный) и squashy (болотистый). Также имеется ручка mix, которая позволяет полностью убрать сигнал и оставить звучание только обработанное пружиной.
  • В-третьих, при резкой атаке звук «булькает» (drips). То есть звучит как капающая вода. Наличие и выраженность этих «бульканий» зависит от количества и длины пружин и насколько был разогнан сигнал перед ними. Но далеко не все устройства имеют это характерное звучание, а вот Fender 6G15 имеет. Видимо, поэтому он так всем полюбился.

Существуют и педали, которые «пытаются» моделировать звук пружинного ревербератора. Но создать разные задержки звука на разных частотах проблематично. Поэтому полностью реализовать этот эффект они не могут. Вот несколько примеров педалей:

Педаль эффектов Digitech POLARA

Пружинный ревербератор (Spring Reverb).

Этой фирмы есть ещё модель Digitech RV-7.

Boss FRV-1 Fender Reverb ⇓

Можно посмотреть Strymoon Flint

Ещё интересное видео, сравнение звучаний двух моделей гитарных комбоусилителей:

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

RSS подписка
Подписаться
Треки
Треки
Подписаться на канал
Подписаться на канал

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.