Опубликовано: 21.04.2020  
Пружинный ревербератор.

Пружинный ревербератор (Spring Reverb).

В этой статье рассмотрим пружинный ревербератор (Spring Reverb). А именно: схему устройства, принцип работы, достоинства и недостатки устройства, применение, примеры гитарных комбоусилителей, педалей, плагинов.

Spring Reverb — пружинный ревербератор.

Пружинный ревербератор во многом схож с листовым (пластинчатым) ревербератором. Но отличается тем, что в нём вместо стального листа используется одна или несколько пружин, по которым и проходит звуковой сигнал. А специальный преобразователь захватывает эти колебательные отражения с металлической пружины.

Одно из первых устройств такого типа было изобретено Лоренсом Хэммондом в 1930-х. Хотя Лоренс более известен своим  – электроорганом Hammond.

hammond

 

Схема устройства

Пружинный ревербератор. Схема устройства

new style soundСхема пружинного ревербератора включает: У1; У2 — усилитель; Д — датчик; ∆t — пружина; Приёмник.

 

Пружинный ревербератор. Принцип работы.

Основой пружинного ревербератора является линия задержки, в которой имеется два преобразователя. Первый – датчик (передатчик механических колебаний, пребразованных из электрического сигнала). Второй — приёмник механических колебаний (преобразует механические сигналы обратно в электрический сигнал). Между этими датчиками находится натянутая цилиндрическая пружина (проводник колебаний). Подробнее смотрите фото выше (схема устройства). Причём чем длиннее пружина тем сильнее эффект, а чем пружина более жесткая тем более чёткий, сильный сигнал на выходе.

Сам процесс работы ревербератора происходит следующим образом. Входной сигнал усиливается усилителем У1. Затем подвижной элемент датчик Д преобразует сигнал в колебательные движения крутильного типа, которые передаются пружине. Эта механическая волна распространяется по пружине и доходит до приёмника через определённый временной промежуток, который зависит от скорости распространения колебаний в пружине и её длины. После этого волна отражается от приемного конца пружины и возвращается к датчику, затем снова к приемнику и т. д., постепенно затухая.

Принцип работы легко понять, посмотрев видео ниже:

 

О времени реверберации.

Первый эхо-сигнал в пружинной линии задерживается на время ∆t, а следующие за ним эхо-сигналы сдвинуты во времени один относительно другого на 2∆t.

Пружинный ревербератор. Время реверберации

Пики на частотной характеристике коэффициента передачи ревербератора располагаются с интервалом 1/2∆t, Гц.

Пружинный ревербератор. Частотная характеристика

Что касается времени искусственной реверберации в пружинном ревербераторе, то на верхних частотах оно относительно мало и не превышает обычно 2 с; с понижением частоты оно постепенно увеличивается, достигая иногда 6 — 8 с.

 

Пружинный ревербератор. Плюсы и минусы.

Достоинства

  • Пружинному ревербератору не нужны динамики и микрофоны, так как сигнал с пружины сразу попадает на выход. За счёт этого такие устройства намного компактнее, чем пластинчатые ревербераторы.
  • Простота конструкции. Не удивительно, что но она до сих пор используется в гитарных комбиках из-за своей дешевизны и компактности.
  • Звук в миксе с исходным сигналом напоминает естественную реверберацию, но также имеет некоторый специфичный отзвук.

 

Недостатки

  • Пружина воспринимает любые колебания воздуха и пола
  • Между акустической системой и пружиной существует практически неустранимая обратная связь
  • Звук имеет ярко выраженную «металлическую» окраску
  • Создание искусственной реверберации на верхних звуковых частотах часто неприятно для слуха
  • Увеличение же времени реверберации на нижних частотах ухудшает четкость и разборчивость звучания

 

Применение

Пружинный ревербератор используется как встраиваемый эффект в различные установки, так и как самостоятельное устройство. Наиболее часто пружинный ревербератор можно встретить в гитарных комбоусилителях.

Конечно, при современном развитие цифровой техники необходимость в пружинных ревербераторах отпала. Но есть отрасли, которые отличаются своей консервативностью.

Дело в том, что пружинная реверберация отличается ярким и запоминающимся звучанием. И особенно распространена она была в 1960-е, в очень популярном на то время музыкальном направлении сёрф-музыка (сырой грязный рок-саунд). Характерное звучание такой реверберации можно услышать в композиции Дика Дейла «Misirlou», также можно послушать Beach Boys, Black Angels.

Вот ещё пример:

И до сих пор исполнители на гитаре любят специфичный звук этого ревербератора. В основном поэтому сегодня пружинные ревербераторы пользуются популярностью только в гитарных комбоусилителях и в плагинах, в виде эмуляции различных устройств для придания интересного звучания в треке.

 

 

Примеры

Одним из ярких примеров пружинных ревербераторов являются устройства фирмы AKG. Например, AKG BX15 spring reverb

А также, AKG BX 20 reverb.  Представленный в конце 1960-х годов, ревербератор AKG BX 20 стал рекордным для уважаемых инженеров AKG. Гениальная сборка механических и электронных компонентов, BX 20 предлагает великолепную глубину и цвет пружинной реверберации без каких-либо ограничений. Ссылка на Плагин AKG BX 20 Spring Reverb

Кроме AKG многие музыканты (особенно гитаристы) ценят усилители Fender 6G15. Благодаря плотному и насыщенному характеру, идеально сочетающемуся с исходным сигналом, реверберация Fender считается многими музыкантами и звукорежиссерами эталоном при обработке гитары даже в наши дни.

В чём же особенности Fender 6G15?

  • Во-первых, в нём есть преамп, который окрашивает звук.
  • Во-вторых, звук получается очень яркий и «сырой». Некоторые описывают звук этого устройства как wet (влажный) и squashy (болотистый). Также имеется ручка mix, которая позволяет полностью убрать сигнал и оставить звучание только обработанное пружиной.
  • В-третьих, при резкой атаке звук «булькает» (drips). То есть звучит как капающая вода. Наличие и выраженность этих «бульканий» зависит от количества и длины пружин и насколько был разогнан сигнал перед ними. Но далеко не все устройства имеют это характерное звучание, а вот Fender 6G15 имеет. Видимо, поэтому он так всем полюбился.

Существуют и педали, которые «пытаются» моделировать звук пружинного ревербератора. Но создать разные задержки звука на разных частотах проблематично. Поэтому полностью реализовать этот эффект они не могут. Вот несколько примеров педалей:

Педаль эффектов Digitech POLARA

Этой фирмы есть ещё модель Digitech RV-7.

Boss FRV-1 Fender Reverb ⇓

Можно посмотреть Strymoon Flint

Ещё интересное видео, сравнение звучаний двух моделей гитарных комбоусилителей:

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.