Опубликовано: 31.01.2020  
Виды реверберации

Виды реверберации.

5/5 - (21 голос)

В прошлой статье мы познакомились с понятием реверберации, временем реверберации, устройством (цифрового ревербератора), применением в проектах. Сегодня рассмотрим основные виды реверберации, которые вы можете встретить в меню каждого VST плагина (цифрового ревербератора) и поймём в чем их различия.

Виды реверберации

История развития системы искусственной реверберации прошла довольно долгий и непростой путь от эхо-камер до современных цифровых ревербераторов (об этом мы ещё поговорим подробнее). В настоящее время в меню каждого VST плагина (цифрового ревербератора) можно увидеть множество различных названий и пресетов. Но число основных алгоритмов этого эффекта не такое уж и большое. Обычно это те виды, которые имитируют различные реальные условия прослушивания. А также те, которые синтезируют различные фантастические ситуации для создания специальных эффектов.

Основные виды реверберации:

Приведём наиболее часто встречаемые виды в плагинах:

  • Hall (зал) — имитирует акустику зала. Глубокая реверберация с большим временем затухания. Субъективно как бы отдаляет источник звука от слушателя.
  • Room (комната) — реверберация небольшого помещения. Подходит для применения к акустическим инструментам в камерной атмосфере.
  • Live (Stage) — имитация живого выступления на сцене. В основном добавляется к эффектам Hall или Room. Считается, что данный тип хорошо подходит для солирующих инструментов.
  • Plate (пластина) — имитация листового ревербератора. Применяют для вокала и ударных инструментов.
  • Spring (пружина) — имитация пружинного ревербератора (пружинной электромеханической конструкции).
  • Chamber (камера) — имитация реверберации, создаваемой с помощью эхо-камеры.
  • Church (церковь); cathedral (собор) — имитация акустики различных соборов и церквей.
  • Gate Reverb — имитация только начальной стадии реверберационного процесса (обычно ранних отражений, без «хвоста»). При этом уровень этих сигналов, как положено реверберации, с течением времени уменьшается. Придает звуку некий динамичный характер и используется для ударных инструментов и, в частности, для барабанов.
  • Reverse Gate (Inverse Gate) — реверберация или её начальная стадия формируется в обратном, по времени, направлении, так что затухание заменяется нарастанием с резким обрывом в конце. Благодаря такой обработке звучание приобретает метафорический смысл. Специфичный эффект, иногда используется для вокала.

Несколько примеров взятых из VST Rverb Stereo от Waves (вид плагина изображен вверху на рисунке с названием статьи):

Экзотические виды реверберации:

Иногда можно встретить и другие, экзотические типы эффекта:

  • White Room, Tunnel, Canyon, Basement — реверберация при искусственных условиях, которую можно найти в XG устройствах от Yamaha.
  • Panning Delay — некая раздельная стереофоничная реверберация, которая имеется в серии Sound Canvas от Roland.

 

Рекомендации по применению:

  • Следует сказать, что опыт прослушивания приводит к заключению, что существует зависимость оптимального времени реверберации от громкости прослушивания. Конечно, на практике мы не можем приспосабливать звукозапись к индивидуальным возможностям и вкусам слушателей. Но этот факт имеет значение. Поэтому при прослушивании на полную мощность акустической системы будет создаваться впечатление, что запись обладает сочной и вполне достаточной реверберацией. Но если эту же запись прослушать на обычном радиоприёмнике на средней громкости, то для подавляющего большинства слушателей реверберационная составляющая звука исчезнет. А запись (с точки зрения слушателя) будет не так как качественно звучать, как в студии.
  • Кроме этого очень важна и частотная зависимость времени реверберации. Как известно, низкие частоты дольше затухают, а высшие легко поглощаются и время реверберации у них значительно меньше. Поэтому, опыт звукорежиссёров показывает, что общему хорошему впечатлению от записи способствует сохранение в реверберации более высокочастотных спектральных областей. Но не переусердствуйте. А вот большое время реверберации на низких частотах придаёт звучанию излишнюю гулкость.

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

RSS подписка
Подписаться
Подписаться на канал
Подписаться на канал

Похожие записи

 
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.