Опубликовано: 31.01.2020  
Виды реверберации

Виды реверберации.

В прошлой статье мы познакомились с понятием реверберации, временем реверберации, устройством (цифрового ревербератора), применением в проектах. Сегодня рассмотрим основные виды реверберации, которые вы можете встретить в меню каждого VST плагина (цифрового ревербератора) и поймём в чем их различия.

Виды реверберации

История развития системы искусственной реверберации прошла довольно долгий и непростой путь от эхо-камер до современных цифровых ревербераторов (об этом мы ещё поговорим подробнее). В настоящее время в меню каждого VST плагина (цифрового ревербератора) можно увидеть множество различных названий и пресетов. Но число основных алгоритмов этого эффекта не такое уж и большое. Обычно это те виды, которые имитируют различные реальные условия прослушивания. А также те, которые синтезируют различные фантастические ситуации для создания специальных эффектов.

Основные виды реверберации:

Приведём наиболее часто встречаемые виды в плагинах:

  • Hall (зал) — имитирует акустику зала. Глубокая реверберация с большим временем затухания. Субъективно как бы отдаляет источник звука от слушателя.
  • Room (комната) — реверберация небольшого помещения. Подходит для применения к акустическим инструментам в камерной атмосфере.
  • Live (Stage) — имитация живого выступления на сцене. В основном добавляется к эффектам Hall или Room. Считается, что данный тип хорошо подходит для солирующих инструментов.
  • Plate (пластина) — имитация листового ревербератора. Применяют для вокала и ударных инструментов.
  • Spring (пружина) — имитация пружинного ревербератора (пружинной электромеханической конструкции).
  • Chamber (камера) — имитация реверберации, создаваемой с помощью эхо-камеры.
  • Church (церковь); cathedral (собор) — имитация акустики различных соборов и церквей.
  • Gate Reverb — имитация только начальной стадии реверберационного процесса (обычно ранних отражений, без «хвоста»). При этом уровень этих сигналов, как положено реверберации, с течением времени уменьшается. Придает звуку некий динамичный характер и используется для ударных инструментов и, в частности, для барабанов.
  • Reverse Gate (Inverse Gate) — реверберация или её начальная стадия формируется в обратном, по времени, направлении, так что затухание заменяется нарастанием с резким обрывом в конце. Благодаря такой обработке звучание приобретает метафорический смысл. Специфичный эффект, иногда используется для вокала.

Несколько примеров взятых из VST Rverb Stereo от Waves (вид плагина изображен вверху на рисунке с названием статьи):

Экзотические виды реверберации:

Иногда можно встретить и другие, экзотические типы эффекта:

  • White Room, Tunnel, Canyon, Basement — реверберация при искусственных условиях, которую можно найти в XG устройствах от Yamaha.
  • Panning Delay — некая раздельная стереофоничная реверберация, которая имеется в серии Sound Canvas от Roland.

 

Рекомендации по применению:

  • Следует сказать, что опыт прослушивания приводит к заключению, что существует зависимость оптимального времени реверберации от громкости прослушивания. Конечно, на практике мы не можем приспосабливать звукозапись к индивидуальным возможностям и вкусам слушателей. Но этот факт имеет значение. Поэтому при прослушивании на полную мощность акустической системы будет создаваться впечатление, что запись обладает сочной и вполне достаточной реверберацией. Но если эту же запись прослушать на обычном радиоприёмнике на средней громкости, то для подавляющего большинства слушателей реверберационная составляющая звука исчезнет. А запись (с точки зрения слушателя) будет не так как качественно звучать, как в студии.
  • Кроме этого очень важна и частотная зависимость времени реверберации. Как известно, низкие частоты дольше затухают, а высшие легко поглощаются и время реверберации у них значительно меньше. Поэтому, опыт звукорежиссёров показывает, что общему хорошему впечатлению от записи способствует сохранение в реверберации более высокочастотных спектральных областей. Но не переусердствуйте. А вот большое время реверберации на низких частотах придаёт звучанию излишнюю гулкость.

Всем спасибо и удачи в творчестве!

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Похожие записи

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.